1 использования средств, направляемых на реализацию основной образовательной программы, улучшения качества предоставления образовательных услуг Учреждения. 1.3.Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом интересов учащихся и возможностей лицея - кадровых, финансовых, материально- технических и иных условий реализации ООП. 1.4. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2.Основные цели и задачи внеурочной деятельности Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. При этом приоритетное внимание уделяется достижению воспитательных, личностных и метапредметных результатов. Организация внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в образовательной деятельности; - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к образовательной деятельности; - способствовать удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника путем предоставления выбора широкого спектра занятий; - улучшить условия для развития ребенка в пространстве образовательной организации; - создать условия для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования школьников. 3.Формирование рабочих программ внеурочной деятельности 3.1.Курсы внеурочной деятельности обеспечиваются рабочими программами, которые утверждаются в рамках ООП (по уровням образования) 3.2.Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС). 3.3.Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности регулируется положением о рабочей программе и содержит следующие разделы: - планируемые результаты внеурочной деятельности; - содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности; - тематическое планирование. 3.4.Результаты по программам курсов внеурочной деятельности итогового контроля могут быть представлены в творческой форме (выставки, концерты), защите проекта и т.д.; 3.4.Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья; 4.Направления, виды и формы организации внеурочной деятельности 4.1.По содержанию внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - Духовно-нравственное - Общеинтеллектуальное - Общекультурное - Спортивно-оздоровительное, 2 - Социальное, 4.2.Внеурочная деятельность реализуются через следующие виды деятельности - игровая, познавательная; - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), - художественное творчество; - социальное творчество (социальная значимая волонтерская деятельность); - трудовая (производственная) деятельность, - спортивно-оздоровительная деятельность; - туристско-краеведческая деятельность. 4.3.Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно и устанавливает в рабочих программах внеурочной деятельности (для регулярных курсов) и в планах мероприятий (для нерегулярных занятий, разовых и краткосрочных мероприятий); 4.4.Внеурочная деятельность может быть построена по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. 4.5.Формы внеурочной деятельности должны быть направленны, в первую очередь, на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов соответствующего уровня образования, предусматривать активность и самостоятельность учащихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; 4.6.Организация внеурочной деятельности предполагает возможность гибкого режима занятий (по продолжительности, последовательности, чередованию урочной и внеурочной деятельности), переменного состава учащихся. 4.7.В рамках сетевой формы реализации рабочих программ внеурочной деятельности могут привлекаться ресурсы и специалисты, организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования (в т. ч. студенты), организаций культуры, спорта, предприятий. Порядок их участия в реализации рабочих программ внеурочной деятельности определяется договором о сетевом взаимодействии. 5. Порядок организации внеурочной деятельности 5.1.Способы организации внеурочной деятельности: - реализация рабочих программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами лицея; - реализация программ дополнительного образования, разработанных педагогами лицея; - включение учащихся в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы лицея по всем направлениям; - вовлечение учащихся в участие в конкурсах, соревнованиях, Всероссийской олимпиаде школьников; - вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую деятельность, внеурочную деятельность по предметам; - организация социальных практик; - вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность, деятельность детских общественных объединений («РДШ», ГДО «Соболята», МОО «АУМ», «ЮИД», «Юнармия», волонтерское движение). 5.2.Для организации внеурочной деятельности в МОУ Лицей выбрана оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов): в организации внеурочной деятельности принимают участие заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагог-психолог, педагогорганизатор, учителя- предметники, заведующий школьной библиотекой; 5.3.Образовательное учреждение в рамках соответствующих муниципальных заданий, 3 формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта; 5.4.Классный руководитель выполняет координирующую роль в организации внеурочной деятельности учащихся своего класса: - составляет план воспитательной деятельности класса в соответствии с основной образовательной программой и Планом деятельности лицея; - ведет учет занятости учащихся во внеурочной деятельности; - осуществляет контроль посещаемости учащихся занятий внеурочной деятельности; - взаимодействует со всеми педагогическими работниками с целью организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности, в том числе через органы ученического самоуправления, деятельность детской общественной организации «Соболята» (деятельность молодежной общественной организации «АУМ»). 5.5.Педагог, осуществляющий внеурочную деятельность ( регулярные занятия) - разрабатывает рабочую программу по курсу внеурочной деятельности; - организует внеурочную деятельность в соответствии с программой; - ведёт учёт посещаемости в журнале внеурочной деятельности; - темы занятий курсов внеурочной деятельности должны соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности и фиксироваться в журнале внеурочной деятельности; 5.6.План внеурочной деятельности составляется и утверждается ежегодно. План внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений деятельности через регулярные и нерегулярные занятия; 5.7.Величина недельной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана, но не более 10 часов. 5.8.Распределение времени на внеурочную деятельность по годам обучения определяется лицеем. Количество часов , отводимое в определённом классе , лицей определяет самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов в объёме до 10 часов. ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня образования. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет: - 1 – 4 классы (за 4 года обучения на уровне начального общего образования) не более 1350 часов; - 5 – 9 классы (за 5 лет обучения на уровне основного общего образования) не более 1750 часов; - 10-11 классы (за 2 года обучения на уровне среднего общего образования) не более 680 часов; 5.9.Недельный объём академического времени на реализацию плана внеурочной деятельности подвижен; 6.0.Во избежание перегрузки учащихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или в походах, поездках и т. д.); 6.1.При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы. Минимальное количество учащихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 10 человек; 6.2.Участие во внеурочной деятельности является для учащихся обязательным. При этом во избежание перегрузки учащихся занятость в учреждениях дополнительного образования может засчитываться учащемуся наряду с освоением образовательных программ курсов внеурочной деятельности и (или) участием во внеурочных мероприятиях в рамках ООП.; 6.3.Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении 4 максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы; 6.4.Рабочие программы внеурочной деятельности могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. Занятия в этом случае проводятся не с классом, а с группой, состоящей из учащихся разных классов; 6.5.Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы НОО, ООО, СОО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность; 6.6.Фиксирование проведённых регулярных занятий внеурочной деятельности , их содержание, посещаемость производится в журнале, а посещение нерегулярных занятий фиксирует классный руководитель в карте занятости учащихся; 6.7.Для учащихся ,посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования количество часов внеурочной деятельности сокращается. 6.Результаты внеурочной деятельности учащихся Результаты внеурочной деятельности являются одним из механизмов реализации требований Стандарта. Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов в соответствии с основной образовательной программой лицея на каждом уровне образования. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательные результаты достигаются последовательно по трем уровням: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (действия в открытом социуме, за пределами школы) Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности является участие учащихся в конкурсах, выставках ,олимпиадах и т.д. Воспитательные и личностные результаты выпускников в полном соответствии с Требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке (отметке). 5