Положение о праве выбора языка обучения и воспитания в МОУ Лицей

В Российской Федерации гарантируется получение образования на
государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка
обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых
системой образования.
1.
В
государственных
и
муниципальных
образовательных
организациях, расположенных на территории республики Российской
Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных
языков республик Российской Федерации в соответствии с
законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и
изучение государственных языков республик Российской Федерации в
рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ
осуществляются
в
соответствии
с
федеральными
государственными образовательными стандартами, образовательными
стандартами»
2.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение
дошкольного, начального общего и основного общего образования на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также
право на изучение родного языка из числа языков народов Российской
Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования, в порядке, установленном законодательством об
образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием
необходимого числа соответствующих образовательных организаций,
классов, групп, а также условий для их функционирования»
3.
Язык, языки образования определяются локальными нормативными
актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по
реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке
Российской Федерации»;
Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации»;
Федерального закона от 2 июля 2013 года №185-ФЗ «О языках народов
Российской Федерации.
Статья 2. Государственные гарантии равноправия языков народов
Российской Федерации.
1.Равноправие языков народов Российской Федерации, совокупность прав
народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного
языка, свободу выбора и использование языка общения.
2.Российская Федерация гарантирует всем народам независимо от их
численности равные права на сохранение и всестороннее развитие

родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
3.Российская Федерация гарантирует каждому право на использование
родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и
творчества независимо от его происхождения, социального и
имущественного положения, расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, отношения к религии и места проживания.
4.Равноправие языков народов Российской Федерации охраняется
законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при
использовании того или иного языка.
Статья 6. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны, изучения
и использования языков народов Российской Федерации.
Ведению Российской Федерации в лице высших органов государственной
власти Республики в сфере охраны и использования языков народов
Российской Федерации подлежат:
- содействие развитию государственных языков республик.
Статья 9. Право на выбор языка образования.
1.Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка
образования в соответствии с законодательством об образовании.
Статья 10. Преподавание и изучение языков народов Российской
Федерации.
1.Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия
для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в
соответствии с законодательством об образовании
Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. № 714 «О
порядке утверждения норм современного русского литературного языка
при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил
русской орфографии и пунктуации»;
Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении
Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Устава Лицея и иных локальных актов образовательной организации.
2.В Лицее гарантируется получение образования на государственном языке
Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в
пределах
возможностей,
предоставляемых
системой
образования
Качканарского городского округа.
3.Документооборот в Лицее осуществляется на русском языке государственном языке Российской Федерации.
Документы об образовании оформляются на государственном языке
Российской Федерации - русском языке.

4.Иностранные граждане и лица без гражданства все документы в
образовательную организацию представляют на русском языке или вместе с
заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
5. Для недопущения нарушении права граждан на образование Лицей
обеспечивает систематическое информирование родителей (законных
представителей) обучающихся с целью свободного, добровольного выбора
ими языка обучения и воспитания. Лицей обеспечивает открытость и
доступность информации о языках образования.
6.Порядок выбора языка
6.1.Предварительный этап.
Организация и проведение в апреле классных родительских собраний, в
ходе которых рассматривать вопросы по определению языка обучения и
языка образования на следующий учебный год. Информацию о дате и
времени проведения родительского собрания, а также вопросы для
рассмотрения, в том числе о выборе языка обучения и языка изучения,
доводить
до
сведения
родителей
(законных
представителей),
заблаговременно и размещать на сайте учебного заведения.
При поступлении в 1 класс, в заявлении о приеме родители (законные
представители) указывают язык обучения ребенка
6.2.Основной этап.
На классных родительских собраниях
классные руководители
информируют родителей (законных представителей) учащихся о праве
выбора языка обучения и языка образования на основании
вышеизложенных нормативных документов с занесением данного вопроса
в протокол родительского собрания. Данные протоколов по каждому
классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений
родителей (законных представителей). Заявления родителей (законных
представителей) учащихся и протокол родительского собрания
предоставляется заместителю директора по УВР.
6.3.Заключительный этап.
Администрация Лицея по итогам собраний сохраняет заявления
родителей, протоколы родительских собраний, которые хранятся в
учебном заведении 5 лет. В исключительных случаях допускается
изменение выбора родителями (законными представителями) после
подведения итогов родительских собрании. В этом случае родители
(законные представители) учащихся должны обратиться к директору
Лицея с письменным заявлением. Если Лицей не может организовать
образовательную деятельность на выбранном родном языке, родители
(законные представители) вправе обратиться в Управление образованием
Качканарского городского округа.
Проведенная работа должна обеспечить реализацию прав граждан на
свободный, добровольный, информационный выбор языка обучения, а
также выбор родного языка для изучения.

7. Язык образования.
7.1. В Лицее образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации - русском языке.
7.2.Преподавание и изучение русского языка в рамках имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного и среднего общего образования осуществляются в
соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами соответствующего уровня образования и государственными
образовательными стандартами.
7.3. В Лицее может вводиться преподавание и изучение других языков,
которое не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению
русского языка как государственного языка Российской Федерации.
7.4. В Лицее не гарантируется получение начального общего, основного
общего, среднего общего образования на родном языке из числа языков
народов Российской Федерации.
В Лицее возможна реализация права на изучение родного языка из числа
языков народов Российской Федерации при обеспечении создания
необходимого числа соответствующих классов, групп, а также условий для
их функционирования в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования Качканарского городского округа, в порядке, установленном
законодательством об образовании.
7.5. При использовании русского языка (государственного языка Российской
Федерации) не допускается использования слов и выражений, не
соответствующих нормам современного русского литературного языка, за
исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных
аналогов в русском языке.
7.6. Граждане Российской Федерации (при наличии: иностранные граждане и
лица без гражданства) получают образование в Лицее на русском языке по
основным образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами соответствующего уровня
образования и государственными образовательными стандартами.
7.7. Обучающимся, слабо владеющим русским языком, Лицей в пределах
возможности, оказывает помощь, в том числе через оказание платных
образовательных услуг: создает группы для изучения русского языка,
организует индивидуальные внеурочные занятия, консультации по обучению
русскому языку и т.д. Порядок организации помощи в изучении
государственного языка Российской Федерации обучающимся, слабо
владеющим русским языком, определяется Лицеем самостоятельно.
8. Изучение иностранного языка.
8.1. Обучение иностранному языку в Лицее на уровнях начального общего,
основного общего, среднего общего образования проводится в рамках
имеющих государственную аккредитацию основных образовательных

программ
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными стандартами, образовательными государственными
стандартами. Преподавание иностранных языков может осуществляться в
качестве дополнительного образования.
8.2. Изучение иностранного языка направлено на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных
Федеральными государственными образовательными стандартами общего
образования, в том числе:
●формирование иноязычной коммуникативной компетенции – освоение
знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения
мысли в иностранном языке;
●формирование
социокультурной/межкультурной
компетенции
–
приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка;
формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях
межкультурного общения;
●развитие учебно-познавательной компетенции – ознакомление с
доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения
языков и культур, в том числе с использованием новых информационных
технологий;
●развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного
потенциала иностранного языка;
●формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и
овладение ими как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и
родного языка как средства общения в современном мире;
●формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств
гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному
отношению к проявлениям иной культуры; лучшему осознанию своей
собственной культуры;
●развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка;
●осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем
информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья
и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
8.3. Обучение иностранным языкам на всех уровнях образования
осуществляется с учетом фактора преемственности обучения.
8.4. Родители обучающихся (их законные представители) имеют право
выбора иностранного языка, образовательной программы его освоения,
дополнительного изучения иностранных языков с учетом наличия в Лицее
условий и возможностей, практического уровня подготовки ребенка и
фактора преемственности обучения.

8.5. В соответствии с реализуемой образовательной программой Лицея и
Учебным планом, обучающиеся изучают иностранные языки со 2 класса.
Более раннее изучение иностранного языка возможно в рамках
предоставления платных образовательных услуг, реализацию программ
дополнительного образования, в том числе через сетевую форму
взаимодействия с иными образовательными организациями.
8.6. Лицей предоставляет возможность изучения второго иностранного языка
на уровнях основного общего и среднего общего образования (с 5 класса).
Изучение второго иностранного языка в соответствии с учебным планом
возможно через реализацию основных и дополнительных образовательных
программ.
8.7. Спектр иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках
реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного
образования определяется образовательной организацией самостоятельно с
учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей Лицея.
8.8.Выбор иностранного языка для изучения в рамках общеобразовательных
программ осуществляется:
-на уровне начального общего, основного общего образования-родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося и с
учетом его мнения;
-на уровне среднего общего образования-самим обучающимся.
8.9. Обучение иностранным языкам осуществляется в группах.
Формирование групп и перевод учащихся в соответствующие группы
изучения иностранных языков относится к компетенции Лицея и
осуществляется в соответствии с действующими локальными актами.
8.10.Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в
ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской
Федерации-русскому языку.
4. Заключительные положения.
4.1. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения,
вызванные изменением законодательства и вступлением в действие новых
нормативно-правовых документов.
4.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и
действует до внесения в него изменений или замены новым.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».