Программа воспитания начального общего образования

Приложение № 8
к ООП НОО
Приказ № 38-Уот 30.08.2023г.

Рабочая программа воспитания
начального общего образования
Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №6»
Рабочая программа воспитания:
1.предназначена для планирования и организации системной
деятельности на уровне начального общего образования в лицее;

воспитательной

2.разрабатывается и утверждается с участие коллегиальных органов управления лицея, в
том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);
3. реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно
с семьѐй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
4.предусматривает приобщение к российским традиционным духовным ценностям,
включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе.
5.предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности , в том числе в
части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического,
физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность
в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с
приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00DFDE92097A6861F11D268E9DF555702E
Владелец: МАЛЬЦЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Действителен: с 15.07.2022 до 08.10.2023

1.1 Цель воспитания обучающихся на уровне начального общего образования
заключается в:
1 . развитии личности, создании условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
2. формировании у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Педагогический коллектив лицея
видит своих выпускников-воспитанников как
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют
судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за
настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции
народов России.
Задачи воспитания обучающихся в лицее:
1.усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
2.формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
3.приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных знаний;
4.достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися ООП НОО включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в ОО планируется и осуществляется на основе
аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.

1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Результаты достижения и решения задач воспитания представляются в форме
целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.

Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной

культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,
о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта
в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Воспитание в лицее – это процесс формирования личности ребенка, в котором
непосредственно участвуют педагоги лицея, школьники и их родители (законные
представители) и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей,
которые неукоснительно соблюдает наш лицей, обеспечивают соблюдение законности и
прав детей и их семей, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье,
создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды как для детей,
так и для взрослых, создание детско-взрослых объединений, проведение коллективных
творческих дел (далее - КТД), системность, целесообразность и оригинальность
воспитательных мероприятий.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 6» основано в 1971 году в
статусе общеобразовательной школы.
В 2004 году школой была получена лицензия на класс с углубленным изучением химии и
биологии, открыт профильный информационно-технологический класс; в 2006 году
открыт специализированный класс по видам спорта, в 2008 году – класс с углубленным
изучением математики. Позитивные педагогические результаты, высокий потенциал
педагогического коллектива в области естественнонаучного образования явились
основанием для присвоения школе следующих статусов:
 Лицей (2008 г.)
 Муниципальный ресурсный центр естественнонаучного образования – (2008 г.)
 Базовая площадка ГАОУ ДПО СО «ИРО»:
«Использование потенциала учебно-исследовательской деятельности для развития
ключевых компетентностей личности в условиях естественнонаучного образования»
(2008-2010г.г.);
«Проектирование информационно-образовательной среды МОУ Лицей в условиях
реализации ФГОС общего образования» (2011-2013гг.);
«Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в
школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем
реализации региональных проектов и распространение их результатов» (с 2017г.).
Лицей реализует программы начального, основного общего и среднего общего
образования. Лицей имеет свою символику (логотип), в лицее организовано питание для
учащихся в полном обьѐме, здание лицея оснащено необходимой системой безопасности.
Лицей находится в удобном, с точки зрения воспитательных возможностей, микрорайоне,
обладающем развитой социальной инфраструктурой. Рядом с лицеем располагается целый
комплекс учреждений дополнительного образования: Детская художественная школа,
Детская школа искусств, Детско-юношеские спортивные школы «РОУКС», «Самбо и
Дзюдо», Дворец спорта, учреждение дополнительного образования «Альтернатива».
Неподалѐку от здания нашего образовательного учреждения находится культурный центр
Качканарского городского округа – Городской
центр досуга. В непосредственной
близости от лицея располагаются Качканарское водохранилище и окружающий его лесной
массив, что позволяет проводить лыжную подготовку на уроках физкультуры и даѐт
возможность ежегодно выходить на «Дни Здоровья» большим количеством учащихся и
педагогов. Таким образом, учащиеся лицея имеют широкие возможности получения
разнообразного дополнительного образования в рамках микрорайона, что очень удобно
для учащихся и их родителей. Занятость обучающихся лицея в системе дополнительного
образования составляет 80%.
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию и
воспитанию обучающихся 1-11 классов в МОУ Лицей является формирование особого
уклада школьной жизни – внутренней субкультуры отношений, сложившейся с момента

основания лицея и сохраняющейся по настоящее время. Воспитание в лицее - это процесс
формирования личности ребенка, в котором непосредственно участвуют педагоги лицея,
школьники и их родители (законные представители) и социум.
Обучающиеся лицея ежегодно участвуют в мероприятиях Российского движения
школьников, в проекте Большая перемена (2023год- 2 призера). Ежегодно, в течение
учебного периода обучающиеся вовлекаются в воспитательные события различного
уровня : «Посвящение в лицеисты», « День рождения лицея» — каждый класс готовит
сюрприз в любом креативном формате, «Качканарские звѐздочки»- фестиваль творчества
детей и взрослых,
Сюрпризная неделя, посвящение в юные пешеходы и т.д.,
способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает
школьную идентичность подростка.
Система взаимоотношений в МОУ Лицей строится на принципах толерантности,
взаимоуважения и принятия ценности и уникальности каждой личности.
Мы учитываем разнообразие возможностей и потребностей всех учащихся.
Приоритетным направлением является создание условий для индивидуального развития
каждого учащегося и реализация профильной подготовки лицеистов по технологическому
и естественно-научному направлениям.
Для учащихся 1-11классов организована внеурочная деятельность в рамках реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках внеурочной
деятельности для учащихся 10-11-х классов в течение учебного года организованы
социальные практики.
Ключевой фигурой воспитания в лицее является классный руководитель, реализующий
по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую функцию.
Воспитательная работа с учащимися реализуется в сотрудничестве с постоянными
социальными партнерами лицея:
1. С Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области
«Качканарская центральная городская больница»;
2. С муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад
«Чебурашка»;
3. С фондом «Качканарский центр развития предпринимательства»;
4. С муниципальным учреждением дополнительного образования «Дом детского
творчества»;
5. С государственным автономным учреждением социального обслуживания
Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям города Качканара»;
6. С Качканарской городской общественной организацией «Союз ветеранов
Афганистана»;
7. С государственным автономным учреждением социального обслуживания
свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения
«Забота» города Качканара».
8. Организация сотрудничества с благотворительным фондом «Достойным – лучшее»,
благодаря которому были реализованы следующие проекты: профильная смена
муниципального лагеря «Умные каникулы» (на базе МОУ Лицей), обучение одаренных и
мотивированных учащихся (Летняя многопредметная школа г. Киров, Всероссийский
профильный лагерь «Дерзание», Московский полевой учебный центр ЕАМЭО
«Экосистема» г. Москва, Летняя химико-биологическая школа СУНЦ НГУ,
Всероссийская интеллектуальная химическая школа «Академия Химии»).
Успехи учащихся, лицейские события публикуются в лицейской газете «Школьная
жизнь» и на сайте лицея.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности по модулям

Модуль «Урочная деятельность»
Задача модуля – формирование и развитие у учащихся личностных результатов
освоения ООП возможностями школьных уроков.
Целевые приоритеты:
1.Создать атмосферу доверия и интереса;
2.Подобрать воспитывающее содержание урока;
3.Формировать и развивать у обучающихся личностных результатов освоения
основных общеобразовательный программ возможностями школьных уроков;
4.Повышение у обучающихся уровня ответственного отношения к учебному труду.
Воспитательная работа по реализации модуля
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий , инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
-максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения;
- подбор соответствующего содержания уроков, заданий ,вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
-включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
целевых ориентиров результатов воспитания, их учѐт в определении воспитательных
задач уроков и занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов , курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
-применение интерактивных форм учебной работы- интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
-групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
- организация наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся ,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной

дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка учащихся», взаимоконтроль и самоконтроль учащихся;
Модуль «Внеурочная деятельность»
Целевые приоритеты модуля:
1.Освоение обучающимися основных общеобразовательных программ;
2.формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий.
План внеурочной деятельности является основным механизмом еѐ реализации в МОУ
Лицей и определяет формы организации и объѐм внеурочной деятельности с учѐтом
интересов обучающихся, кадровых, финансовых, материально-технических и (или) иных
условий реализации основных общеобразовательных программ, имеющихся в лицее. В
рамках оптимизационной модели внеурочной деятельности в лицее используются
следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная
деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность
(досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социальнопреобразующая деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, экскурсионнокраеведческая деятельность и др. Часы внеурочной деятельности в лицее могут
использоваться на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное,
физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся 1-4 классов, создавая
условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении
ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации
внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с
рабочей программой воспитания образовательной организации. Внеурочная деятельность
формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и реализуется в различных формах, отличных от урочной системы
обучения. С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования в ОО внеурочная деятельность может
реализовываться через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того
или иного вида деятельности: учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности; с преобладанием педагогической поддержки обучающихся
и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; с преобладанием
деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. Возможное
содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности приведено в
таблице:
Модель плана внеурочной Содержательное наполнение
деятельности
Преобладание
познавательной
деятельности

учебно- занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных
учебных предметов; занятия обучающихся по формированию
функциональной грамотности; занятия обучающихся с
педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую
деятельность; профориентационные занятия обучающихся;

Преобладание
педагогической
поддержки обучающихся

дополнительные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы; дополнительные
занятия обучающихся, испытывающих трудности в освоении
языков обучения; специальные занятия обучающихся,
испытывающих затруднения в социальной коммуникации;

специальные занятия обучающихся
возможностями здоровья;

с

ограниченными

Преобладание
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
деятельности
деятельность детских общественных объединений и органов
ученических сообществ и ученического самоуправления; занятия обучающихся в
воспитательных
рамках циклов специально организованных внеурочных
мероприятий
занятий,
посвященных
актуальным
социальным,
нравственным проблемам современного мира; занятия
обучающихся в социально ориентированных объединениях:
экологических, волонтерских, трудовых и т.п.
Формы внеурочной деятельности могут быть представлены как разовыми и
краткосрочными мероприятиями (например, воспитательными мероприятиями), так и
регулярными – учебно-познавательной деятельностью, курсами по выбору и др. В
результате организации внеурочной деятельности у обучающихся 1-4 классов будут
сформированы личностные и метапредметные результаты, которые направлены на
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Координирующую роль в
организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который
взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через
разнообразные формы воспитательной деятельности. Объем (часы) реализуемой рабочей
программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку
педагогического работника ее реализующую.
Для организации внеурочной деятельности лицей располагает всем имеющимся
комплексом материально-технического оснащения учебных кабинетов, оборудованных
компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет, и оснащенных проекторами и
интерактивными досками, центром детских инициатив, спортивным залом со спортивным
инвентарѐм для младших школьников,
актовым залом, музыкальной техникой,
библиотекой, спортивной площадкой школы, настольными играми, художественной
литературой.
Модуль «Классное руководство»
Принципы организации работы классного руководителя, задачи его работы и условия их
успешного решения указаны в локальном акте МОУ Лицей.
Целевые приоритеты:
- Сплочение коллектива;
- Организация работы с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
- Коррекция поведения учащихся;
- Включѐнность родителей в жизнь класса.
В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная
части: Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению
базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся.
Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от
контекстных условий лицея.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
учеников класса, включая:
-содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;

-обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
- содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и
видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно
значимой деятельности;
- осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и
семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
- выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
-выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической
помощи;
- профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления
вредных для здоровья веществ;
-формирование навыков информационной безопасности в сети Интернет;
- содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
-поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования.
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом
как социальной группой, включая:
-изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
-регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
-формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни,
активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее
страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
-организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию
социальных и образовательных проектов;
-выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу
физическому и психическому здоровью обучающихся;
-профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех
форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
-привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребенка; регулярное
информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления
образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и
организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
-координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных

представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:
-взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
- взаимодействие с администрацией лицея и учителями учебных предметов по вопросам
контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в
целом;
- взаимодействие с учителем-логопедом, специалистами школьного ППк и ПМПК по
вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в
коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного
развития;
-взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
- взаимодействие с заведующей библиотекой, педагогами дополнительного образования и
советником по воспитанию по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему
внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных
мероприятий;
-взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией лицея по вопросам
профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
-взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками лицея с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
-участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей,
научных и образовательных организаций и сопровождение обучающихся на данные
мероприятия;
- участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
Вариативная часть отражает специфику лицея и включает в себя:
-участие в мероприятиях, проводимых региональными и муниципальными общественногосударственными детско-юношескими организациями;
-участие в общешкольных акциях и проектах в соответствии с календарным планом
воспитательной работы.
В соответствии со своими функциями классный руководитель может выбрать следующие
формы работы с учениками: индивидуальные( беседа, консультация, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др); групповые(
временные и постоянные творческие группы на базе класса и др.);коллективные:(
конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)
Указанные формы работы с детьми классный руководитель при необходимости может
также реализовать с использованием дистанционных образовательных технологий.
Таким образом, деятельность по классному руководству можно сгруппировать в
следующие тематические блоки:

1. Работа с классным коллективом: участие класса в общешкольных мероприятиях;
организация полезных дел в классе; проведение классных часов; работа по сплочению
коллектива.
2. Индивидуальная работа с обучающимися: изучение личностных особенностей
школьников; индивидуальная работа с портфолио обучающихся; мероприятия по
коррекции поведения школьников; поддержка детей в решении проблем.
3. Работа с педагогами, преподающими в классе: консультации с учителями –
предметниками; участие в малых педсоветах по вопросам класса; привлечение
предметников к участию в родительских собраниях.
4. Работа с родителями (законными представителями): информирование родителей об
успехах и проблемах школьников; модерация отношений родителей с администрацией
лицея; организация родительских собраний; организация работы родительского комитета
и взаимодействие с ним; привлечение родителей к участию в делах класса и лицея.
Модуль «Основные школьные дела»
Целевой приоритет модуля : организация взаимодействия педагогических работников и
родителей (законных представителей), направленного на обеспечение личностного
развития учащихся
через планирование, организацию и проведение коллективных
творческих дел (далее – коллективные дела, ключевое дело, КТД).
Вовлечение учащихся в ключевые общешкольные мероприятия способствует
поощрению социальной активности учащихся, развитию позитивных межличностных
отношений между педагогическими работниками и учащимися, формированию чувства
доверия и уважения друг к другу.
Воспитательная работа по реализации модуля.
На внешкольном уровне:
 Социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума. (акция по уборке территории города, патриотическая акция
«Бессмертный полк», проект «Письмо ветерану и военнослужащему РФ, сбор материалов
о выпускниках лицея, известных за пределами города, страны);
 Проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся
праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
(Праздничная программа ко Дню матери, День пожилого человека, Праздник «Последний
звонок»).
На уровне образовательной организации
 экологическая акция «Сохраним жизнь дереву» (в сборе макулатуры активно
участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в
приемные пункты);
- церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации является
одним из важнейших воспитательных событий, направленных на формирование чувства
патриотизма и гражданственности у школьников.
- обешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы лицея. (День знаний,День
учителя, День лицеиста, День рождения школы, Сюрпризная неделя, новогодние

праздники, День матери, День Победы, День защитника Отечества, Праздник последнего
звонка, День здоровья, День солидарности в борьбе с терроризмом);
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в
лицее и развивающие школьную идентичность детей (Посвящение в первоклассники,
Последний звонок, посвящение в пешеходы, награждение на торжественной линейке по
итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся.);
 цикл дел, посвящѐнных Дню Победы (музейная гостиная «Уральцы на дорогах войны»;
«Уральский добровольческий корпус» участие учащихся в Почѐтном карауле, митинге с
возложением цветов, акции «Бессмертный полк», классные часы, выставки рисунков «Я
помню, я горжусь...», конкурс чтецов «Строки, опаленные войной...», уроки мужества),
направленные на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа;
уважения к ветеранам.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие
в жизни лицея, защиту чести лицея в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, за
значительный вклад в развитие лицея. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к друг( награждение на
торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года грамотами и
благодарностями обучающихся)
 единый День профилактики правонарушений в лицее (помимо профилактических
мероприятий с учащимися, проводятся встречи родителей (законных представителей) и
учащихся с представителями Управления образованием, ТКДН и ЗП, ПДН);
 спортивно-оздоровительная
деятельность:
(День
здоровья,
Всероссийские
оздоровительные пробеги «Кросс Наций», «Лыжня России», «Качканарская снежинка»).
 Всемирный день снега и зимних видов спорта:( игра «Зарница», «Веселые старты» с
участием родителей в командах);
 Метапредметные недели - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования,
конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и
развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом.
 организация работы лагеря с дневным пребыванием детей.
Модуль : «Организация предметно-пространственной среды»
Целевые приоритеты:
1. Обеспечение синергии школьного пространства, образовательной и воспитательной
среды, в которой ученик сможет развиваться в свободной, творческой атмосфере;
2.Обогащение внутреннего мира учеников за счет создания у них чувства вкуса и стиля;
3.Создание атмосферы психологического комфорта, предупреждение стрессовых
ситуаций, обеспечение позитивного восприятия учениками школы.
Окружающая учащегося предметно - пространственная среда лицея, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир учащегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию.
Воспитательная работа по реализации модуля:
 размещение на стенах лицея регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также

знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в лицее (проведенных ключевых делах, фотоотчѐт об интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 оформление интерьеров школьных помещений , их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия;
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование спортивных и
игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных
категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство лицея на зоны активного и тихого отдыха( акция «Аллея выпускников»);
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми ( оформление классных уголков);
 событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг лицея, гимн лицея и класса, эмблема лицея и класса, логотип, и т.п.),
используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни
образовательной организации;
-организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
лицея, ее традициях, правилах( оформление лицея к новому году, Дню учителя, Дню
знаний и т.д.).
Модуль «Взаимодействие с родителями» (законными представителями)
Целевые ориентиры модуля:
1.Участие родителей обучающихся в управлении ОО;
2.Согласование действий семьи и школы в воспитании детей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для
повышения педагогической компетенции родителей, которые должны правильно
организовать процесс воспитания своего ребѐнка в семье для того, чтобы он вырос
образованным и воспитанным человеком, готовым трудиться в современном обществе на
благо своей страны. Родители активно и с пользой вовлекаются в жизнь школы.
Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач:
 повышение педагогической культуры родителей (законных представителей),
пополнение арсенала их знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребѐнка в
семье и школе;
 вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми и педагогами
учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивнооздоровительную деятельность;
 презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерских и
родительского лектория;
 совершенствование форм взаимодействия школа – семья;
 помощь родителям имеющих детей с ОВЗ.

Работа с родителями (законными представителями) учащихся осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 родители (законные представители) учащихся лицея являются обязательной частью
государственно-общественного управления лицеем (Управляющий совет), участвующей в
управлении лицеем, решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся
мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
 общешкольные и классные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания;
 родительские форумы при лицейском интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психолога;
 комплекс мероприятий по совместному (родители и учащиеся) благоустройству
территорий.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов Школьной службы примирения по запросу родителей (законных
представителей) для решения острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах,
собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c целью
координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
Модуль «Самоуправление»
Целевые приоритеты:
- Развитие ученического самоуправления через органы самоуправления лицея и классов;
-Выявление лидеров, активистов.
Поддержка детского ученического самоуправления в лицее помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, учащимся предоставляются широкие возможности для
самовыражения и самореализации.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
то классные руководители осуществляют педагогическое сопровождение на уровне
класса, а на уровне лицея - советник по воспитанию.
Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются
необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной
дисциплине, отстаивать свои права, нести ответственность за порученное дело,
соотносить личные интересы с общественными, понимать значение избирательных
процедур, анализировать предвыборные программы кандидатов. В деятельности учащиеся
получают возможность проявить организаторские способности, навыки планирования,
анализа.
Детское самоуправление осуществляется следующим образом.
На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование,
организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через
реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю порядка и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п

На уровне классов:
Через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров( дежурный командир, староста, и т.д.),представляющих интересы класса и
призванных координировать работу с работой общешкольных органов самоуправления.
На уровне лицея:
 через деятельность выборного Актива школьного
самоуправления: Совет
старшеклассников (8-11класс) и совет командиров отрядов (1-7 класс). Возглавляет
работу ученического самоуправления президент лицея, избранный путем голосования
учащихся 8-11 классов и учителей лицея. Совет создаѐтся для учѐта мнения учащихся по
вопросам управления образовательной организацией и принятия административных
решений, затрагивающих их права и интересы;
Деятельность актива осуществляется через реализацию следующих функций:
- выдвижение кандидатур, заслушивание и рекомендации для участия в работе
Управляющего Совета лицея;
-участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных дел, акций,
соревнований;
- организация в проведении общелицейских и внешкольных мероприятий, распределение
поручений по их проведению;
- представление интересов обучающихся на заседаниях Управляющего Совета.
- изучение мнения обучающихся по актуальным вопросам школьной жизни;
- участие в разрешении вопроса о награждении обучающихся;
- привлечение обучающихся к участию в научно-практических конференциях,
предметных олимпиадах и неделях, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах;
- работа постоянно действующих секторов по направлениям деятельности.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Одной из приоритетных задач, возложенных на образовательную организацию является
сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья учащихся,
их безопасность в образовательной организации и вне еѐ. Для решения данной задачи
обеспечивается
системный
подход
при
организации
деятельности
по
здоровьесбережению и безопасности учащихся, в которую вовлечены все участники
образовательных отношений.
В рамках модуля особое внимание уделяется правовому воспитанию,
формированию законопослушного поведения, активной
жизненной
позиции
и
гражданской ответственности у учащегося, негативному отношению к противозаконным
проявлениям.
Создание безопасных условий пребывания в лицее, формирование активной
жизненной позиции, воспитание культуры поведения и стрессоустойчивости у учащихся
реализуется через следующие направления:
 Формирование здорового образа жизни;
 Всеобуч;
 Профилактика детской дорожной безопасности;
 Профилактика пожарной безопасности;
 Профилактика экстремизма и терроризма;
 Профилактика наркомании, алкоголизма и курения;
 Профилактика заболеваний ВИЧ-инфекцией, СПИДом;
 Профилактика суицидального поведения;
 Информационная безопасность;
 Профилактика правонарушений и преступлений;

 Антикоррупционное просвещение.
Лицей тесно взаимодействует со всеми субъектами системы профилактики. Мероприятия
проводятся с участием ТКДНиЗП, представителей полиции и следственного комитета.
Организуются встречи с представителями ФСБ, прокуратуры, суда, уголовноисполнительной инспекции, ЦГБ, администрации Качканарского городского округа,
городской Думы. Инспектора ПДН и ГИБДД на регулярной основе проводят с учащимися
Лицея индивидуальные профилактические беседы. С целью своевременного получения
информации о состоящих несовершеннолетних и семьях на профилактическом учете в
ПДН, ежемесячно проводится сверка с ПДН МО МВД России «Качканарский».
C учащимися и родителями на постоянной основе проводятся профилактические и
информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению ответственности за
нарушения общественного порядка, совершения правонарушений:
 Индивидуальные беседы со стороны классного руководителя и зам. директора по
СПВ с учащимися (их родителями), допускающими пропуски уроков без уважительной
причины и нарушающими дисциплину на уроках, склонными к совершению
противоправных действий;
 Советы профилактики правонарушений (ежемесячно);
 Вовлечение учащихся «группы риска» во внеурочную деятельность;
 С целью выявления возможных причин девиантного поведения посещение по месту
жительства, обследование жилищно-бытовых условий воспитания, проживания
несовершеннолетних в семье;
 Консультации с родителями по вопросу адаптации учащихся в условиях
образовательной организации (нового коллектива, в связи с переходом в среднее звено и
т.д.);
 Оказание социально-психологической, педагогической помощи (консультации по
вопросам выполнения домашнего задания, обучения и правил поведения),
индивидуальное педагогическое, психологическое сопровождение учащихся «группы
риска»;
 В рамках оказания помощи в освоении учебных программ учащимся взаимодействие
учителей-предметников с родителями учащихся;
 Неделя профилактики (Неделя Добра и позитива), акция «Единый день
профилактики), Неделя правовой помощи детям, акция «Жизнь не игра, перезагрузки не
будет»;
 Единые классные часы «Безопасность», «Ответственное отношение к сохранности
имущества. Семейные ценности» (просмотр и обсуждение видеороликов, презентации),
«Правовая грамотность» (мероприятия по правовому консультированию учащихся и
родителей), «Безопасная жизнедеятельность – вред от игр с петардами и другими
пиротехническими изделиями», «Безопасность в зимние каникулы»;

«Месячник борьбы против коррупции, Организация безопасных условий пребывания
учащихся в Лицее №6»;
 Библиотечные уроки, посвященные профилактике правонарушений, профилактике
зависимостей, разъяснению правовых норм, прав, обязанностей и ответственности и т.д.;
 Иные мероприятия, направленные на формирование законопослушного поведения
(игры, тренинги и т.д.).
Модуль «Профориентация»
Целевые ориентиры:
1) Подготовка обучающихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору
профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и потребности экономики
города Качканар и Свердловской области;
2) Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений и навыков;

3) Формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях
рыночной экономики.
Профессиональная ориентация обучающихся осуществляется за счет создания условий
для инициативного участия каждого обучающегося в специфических видах деятельности
в урочной и внеурочной деятельности, которые обеспечивают развитие рефлексивных
действий и овладение обучающимися различными инструментальными средствами
(технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной
культуры), способствуя в конечном счете их становлению как субъектов собственной
деятельности в части дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
В лицее используются следующие основные формы индивидуальной и групповой
организации профессиональной ориентации обучающихся:
1. В урочной деятельности: Использование потенциала уроков и межпредметных связей
предметных областей обязательной части учебного плана основного общего образования;
На уроках используются различные методы: беседа, рассказ, объяснение и др.
2. Во внеурочной деятельности: Работа в метапредметной и межпредметной области:
исследовательское и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы,
кружки, занятия в студиях, в клубных пространствах; Работа в разновозрастных группах в
рамках детских объединений лицея; Работа в пространстве расширенного социального
действия – познавательные интернет-ресурсы (проект «Орлята России» и др.) социальные
познавательные сети, дистанционные образовательные программы.
Сотрудничество с базовыми предприятиями – социальными партнерами, центрами
профориентационной работы;
Экскурсии;
Встречи с представителями различных профессий;
Участие в выставке детского технического творчества;
Участие в различных трудовых акциях класса;
Посещение выставок по профессиям;
Участие в предметных неделях, предметных олимпиадах в рамках фестиваля «Юные
интеллектуалы Среднего Урала», в муниципальном этапе НПК обучающихся,
дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Эта работа осуществляется в начальной школе через:
- циклы профориентационных часов общения. Здесь обсуждаются насущные
поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города,
страны. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе,
об окружающих людях, об обществе, его проблемах и способах их решения) или развить в
себе те или иные социально значимые отношения (такие как ценностное отношение к
людям, уважительное отношение к чужому мнению, к разнообразию взглядов) На
профориентационных классных часах могут обсуждаться темы: «Профессии наших
родителей, бабушек и дедушек»; «Профессии по дороге в школу»; «Кто я и что могу?»,
«Профессии нашего города»; «Выбираем жизненный путь», «Профессии будущего»;
- циклы профориентационных игр, которые проводятся на классных часах. Создаются
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность

обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное
самоопределение. Организаторами выступают классный руководитель и психолог. В
процессе игр ученик получит представление о существующих профессиях, о новых
профессиях и специальностях, которые будут востребованы на современном рынке труда;
о профессиональных качествах человека, о навыках XXI века; о значении труда в жизни
человека. Научатся: пользоваться различными источниками информации для изучения
мира профессий и труда; ориентироваться в мире профессий; получат возможность
оценивать собственные возможности при выборе профессии;
- организацию профориентационных смен на базе школьного детского лагеря отдыха, где
обучающиеся в игровых формах могут глубже познакомиться с теми или иными
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
- изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, например:












-

Атлас новых профессий (http://atlas100.ru);
Банк интерактивных профессиограмм (http://prof.eduprof.ru);
Иннометрика (https://innometrica.pro);
Мой ориентир (http://мой-ориентир.рф);
Навигатум (https://www.navigatum.ru/czn.html);
ПроеКТОриЯ (http://proektoria.online.ru);
ПрофВыбор.ру (http://www.profvibor.ru);
Профориентатор.ру (https://proforientator.ru);
Учеба.ру (https://www.ucheba.ru);
ФоксФорд (https://foxford.ru) и т.п.
Уроки по профориентации (https://moeobrazovanie.ru/)
Навигатум
Калейдоскоп профессий (https://paramult.ru

Модуль «Школьный музей»
Целевые приоритеты модуля:
1.способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств,
любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край и город Качканар;
2. Совершенствование воспитательного процесса средствами дополнительного
образования
Основными функциями школьного музейного комплекса «Кабинет музей» (далее
школьный кабинет музей) являются:
 решение задач обучения и воспитания посредством использования музейных
коллекций и материалов;
 сохранение историко-культурного и природного наследия как национального
достояния. Основные направления деятельности в школьном кабинете музее:
 изучение родного края;
 фондовая работа (комплектование, учет, описание, хранение музейных предметов и
коллекций экспозиционно-выставочная деятельность (организация мероприятий на основе
экспозиций, подготовка и проведение музейных выставок);
 методическая работа - осуществление методической помощи педагогическим
работникам в подготовке и проведении образовательных мероприятий (подбор музейных
предметов, разработка сценариев и т.д.);
 исследовательская работа по изучению музейных предметов и коллекций, находящихся
в музеях, архивах и т.д.;

 просветительная работа среди учащихся и родителей;
 культурно-массовая работа, информационная и иная деятельность.
Направления совместной деятельности взрослых и детей в рамках работы Школьного
кабинета музея
Направления
Виды и формы деятельности школьного музея
деятельности
ОбразовательноПроведение праздников, встреч, классных часов.
воспитательное
Проведение учебных и воспитательных занятий
Проектное
Реализация социально-значимых проектов, например «Природа
Урала», «Урал – сокровищница России», «Уральский танковый»,
«Юные знатоки Урала», конкурс активистов школьного музея, и др.
Поисковое
Работа с подлинниками и копиями документов.
Сбор газетных и журнальных статей об интересных людях лицея,
города, области.
Сбор информации о выпускниках лицея.
Встречи с участниками и очевидцами событий.
Беседы с земляками, родственниками умерших известных личностей
города, области.
Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
Исследовательское

Проведение простых исследований (природных объектов, музейных
экспонатов и т.д.) родного города, края.
Оформительское
Составление альбомов, дневников, докладов-отчетов и др.
Оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомовраскладушек.
Информационное
Участие в городских, областных краеведческих конкурсах-форумах.
Экскурсионное
Подготовка экскурсионных программ.
Подготовка экскурсоводов.
Проведение бесед, встреч,
Модуль «Школьные медиа»
Целевой приоритет :
Развитие основный компетенций обучающихся:
- коммуникативные (работа с информацией и информационными ресурсами),
информационные технологии (владение компьютером, Интернетом, дополнительным
оборудованием),
-умение учиться (самостоятельная работа по теме, поиск информации и умение еѐ
обработать),
-умение заниматься исследовательской деятельностью.
Воспитательная работа по реализации модуля.
 разновозрастный
редакционный
совет
подростков,
старшеклассников
и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную
газету, школьное радио или сайт) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, событий, деятельности органов
ученического самоуправления классных коллективов и отдельных учащихся;
 газета «Школьная жизнь», на страницах которой ими размещаются рассказы,
поэтические произведения, репортажи, заметки о школьных событиях и людях лицея,
материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть
интересны школьникам. На заседании редколлегии проводятся обучающие мастер –
классы, круглые столы с обсуждением тематических, значимых учебных, социальных,
нравственных проблем;

 медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационнотехнической поддержки лицейских событий, осуществляющая видеосъемку и
мультимедийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей,
концертов, конференций, флешмобов, дискотек;
 школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт лицея и соответствующую группу в социальных сетях
(ВК, инстаграм) с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к лицею,
информационного продвижения ценностей лицея и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для лицея вопросы;
 школьное радио-освещение наиболее важных событий из жизни лицея;
 участие школьников в конкурсах школьных медиа.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Управление воспитательной работой в МОУ Лицей обеспечивается кадровым составом,
включающим руководителя образовательной организации, заместителя директора по
воспитанию, непосредственно курирующего данное направление, советника по
воспитанию, педагога-организатора, специалистов психолого-педагогической службы
(педагог-психолог, логопед), классных руководителей1-4 классов, иных педагогических
работников. Функционал работников регламентируется профессиональными стандартами,
должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами
образовательной организации по направлениям деятельности.
Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивает коллектив педагогических
работников начальной школы. Это учителя высшей и первой категории, имеющие
высокий уровень профессиональной подготовки, ежегодно повышающие свою
профессиональную компетенцию, обучаясь на различных программах дополнительного
профессионального образования. Учителя начальной школы МОУ Лицей – активные
участники стажировочных площадок Института развития образования Свердловской
области, семинаров, круглых столов, педагогических форумов и конференций различного
уровня по проблемам развивающего обучения, учебно – воспитательной деятельности;
участники, победители и призеры различных конкурсов профессионального мастерства,
награждены почетными грамотами министерств и ведомств, осуществляющих управление
в сфере образования.
К реализации воспитательных задач привлекаются также другие специалисты, в том
числе, других организаций: заместитель директора по правовому воспитанию, работники
ТКДН и ЗП и ОДН, специалисты городских музеев и учреждений культуры, работники
городских организаций дополнительного образования, в том числе, спортивной
направленности.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МОУ Лицей обеспечивают
следующие локальные нормативно-правовые акты:
-Положение о классном руководстве;
-Положение о школьном методическом объединении классных руководителей;
-Положение о внеурочной деятельности;

-Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
-Положение о Совете профилактики;
-Положение об индивидуальном учете освоения ООП;
-Положение о логопедическом пункте;
-Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
-Положение о проектной деятельности;
-Положение о языке (языках) обучения и воспитания;
-Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
-Положение о школьном театре
3.3 Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учѐтом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:
- формирование личности ребѐнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
- личностно-ориентированный подход в организации
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

всех

видов

деятельности

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной
ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы,

событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в
своих силах
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Возможные формы и виды поощрения обучающихся:
1.Рейтинг - размещение обучающихся или их групп в последовательности, определяемой
их успешностью в чем либо (достижениями).
2. Формирование портфеля достижений в качестве способа организации поощрения – это
деятельность по собиранию (накоплению) артефактов, символизирующих достижения
обучающегося. Портфель достижений может включать исключительно артефакты
признания (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т.д.), может –
исключительно артефакты деятельности (проектно-исследовательские работы, доклады,
статьи, рисунки или фото изделий и т.д.); портфель достижений может иметь смешанный
характер.
3.Вручение грамот, дипломов, благодарственных писем на итоговых линейках по
результатам четвертей и учебного года, на общешкольном празднике «За честь школы».
4. Объявление благодарности приказом по ОО.
5.Объявление благодарности по лицейскому радио.
5) Торжественный прием обучающихся и их родителей (законных представителей)
директором (руководителем) ОО по итогам учебного года.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Оценка сформированности личностных результатов проводится в ходе самоанализа
результатов реализации рабочей программы воспитания по семи группам личностных
результатов. Данные результаты соотнесены с целевыми приоритетами рабочей
программы воспитания

Группа личностных результатов ООО НОО
Гражданско-патриотическое
воспитание

Российская гражданская
идентичность

Духовно-нравственное
воспитание

Смолообразование и
нравственно этическая
ориентация
Поликультурный опыт,
толерантность
Культура ЗОЖ

Эстетическое воспитание
Физическое воспитание,
формирование культуры
здоровья и эмоционального
благополучия
Трудовое воспитание

Экологическое воспитание
Ценности научного
познания

Готовность к
профессиональному выбору,
уважение к труду
Экологически безопасное
поведение
Первоначальные
представления о научной
картине мира

Целевые ориентиры рабочей
программы воспитания
Знание истории своей
большой и малой Родины.
Уважение к наследию
человечества
Принятие духовной
культуры общества.
Уважение традиций семьи
Коммуникабельность и
бесконфликтность
Ведение здорового образа
жизни.
Трудолюбие и
профессиональное
самоопределение.
Ответственность за
собственный выбор
Бережное отношение к
окружающей среде.
Познавательные интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и
самостоятельность в
познании.

Самоанализ организуемой в лицее воспитательной работе осуществляется по выбранным
лицеем направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного
воспитания и последующего их решения.
Основными объектами анализа организуемого в лицее воспитательного процесса
являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.(динамика
личностного развития учащихся)
2. Наличие в лицее интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.(динамика
личностного развития учащихся)
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной
и социально - правовой работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете лицея.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в лицее совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
лицее интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослы.
Осуществляется анализ заместителем директора по ВР,УВР,СПВ, классными
руководителями, советником директора по воспитанию, психологом, активом
старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью лицея.
Способами получения информации о состоянии организуемой в лицее совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете лицея.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
качеством профориентационной работы школы;
качеством работы школьных медиа;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей школьников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».