РП курсов внеурочной деятельности "Олимпиадная математика

Приложение №1 к ООП НОО
утверждено приказом по МОУ Лицей
№ 37-У от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Олимпиадная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
4 класс

Качканар 2024

Раздел 1.
Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочному курсу «Олимпиадная математика»

на

2023/24 учебный год для обучающихся 4 классов МОУ Лицей разработана в
соответствии с требованиями следующих документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
России от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 Приказа Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного

общего,

среднего

общего

образования

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность». Приказа Минпросвещения
от 23.12.2020 № 766 «О

внесении изменений в федеральный перечень

учебников, допущенных к использованию

при реализации

имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного

общего,

среднего

общего

образования

организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254».
 Учебного плана начального общего образования МОУ Лицей на
учебный год.

2023/24

 Положения о рабочей программе МОУ Лицей.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся,
для

формирования

элементов

логической

и

алгоритмической

грамотности,

коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности
сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение

элементарными навыками исследовательской деятельности позволят

обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Олимпиадная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать,

догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу

творчески.
Цель программы – вооружить школьников дополнительными знаниями по
олимпиадной математике, развить у них познавательный интерес, творческое
отношение к делу, стремление к самостоятельному приобретению знаний и умений и
применению их в
математических

своей практической деятельности, развитие мышления и

способностей

школьников,

подготовка

их

к

участию

в

математических олимпиадах.
Задачи программы:
 сформировать и развить общеучебные умения и навыки;
 сформировать общие способности искать и находить новые решения,
необычные

способы достижения требуемого результата, новые подходы к

рассмотрению предлагаемой ситуации.
 познакомить учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска
решения нестандартных задач.
 воспитать систему нравственных межличностных отношений;
 воспитать трудолюбие и самостоятельность.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю,
продолжительность занятия 40 минут. Программа построена с учетом возрастных
особенностей младших школьников.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты,
способные дать простор воображению.

Раздел 2.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
4 класс (34 часа)
№

Название

Содержание

раздела, темы
1.

Удивительная

Соседние и не соседний области. Прохождение

страна.

лабиринтов. Уникурсальные фигуры.

числовых

Геометрический блок (3 часа)
Раздел 1. Город Геометрических превращений – 3 часа.
2.

Художественный Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар,
проезд.

куб. Невидимые линии у объѐмных фигур. Проведение линии
по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на
листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и
его

описание. Пространственные задачи с

вычерчиванием

фигуры на координатной сетке.
3.

Конструкторский Куб, развѐртка куба, модель куба. Грань. Ребро.
проезд.

Вершина.

Выполнение рисунка на гранях куба. «Домино», «Тримино»,
«Тетрамино»,

«Пентамино»

.

Разрезание

фигур

на

детали«Домино», «Тримино».
4.

Конструкторский Задачи со спичками. Расположение деталей фигуры в исходной
проезд.

конструкции. Преобразование фигуры в соответствии с условие
задачи.
Арифметический блок (11 часов)
Раздел 2. Город Загадочных чисел – 6 часов.

5.

Числовая улица.

Число и цифра. Натуральное число. Системы
Римская нумерация.

счисления.

6.

Числовая улица.

Число и цифра. Десятичная система счисления.
великаны». Задачи, связанные с

«Числа –

преобразованием чисел в

наибольшее или наименьшее, в соответствии с условием задачи.
7.

8.

Вычислительный Многозначные числа. Математические и

арифметические

проезд.

ребусы. Задания со спичками.

Числовая улица.

Натуральный ряд чисел. Цифровые дорожки с одинаковыми и
разными цифрами. Решение числовых головоломок.

9.

Вычислительный Различные варианты написания цифр. Решение математических
проезд.

ребусов. Выполнение заданий со спичками. Арифметические
задачи, связанные с признаками четности и делимости чисел, с
нумерацией страниц.

10. Дробный

Доля. Дробь. Процент. Задачи с дробями.

переулок.
Раздел 3. Город закономерностей – 5 часов.
11. Порядковый
проспект.

Натуральное число. Циклическая закономерность в числовом
ряду. Решение числовых цепочек и кругов.

Заполнение

числовых таблиц. Решение математических ребусов.
12. Улица
Магическая.

Магический квадрат с числами. Заполнение
квадрата

сложения

и

вычитания.

магического

Магический

квадрат

умножения и деления. Выполнение арифметических действий
для решения магических рамок и заполнения числовых ребусов.
13. Улица
Ребусовая.

Словесные ребусы. Ребусы с нотным станом. Кодирование и
декодирование. Шифр Цезаря и

Виженера. Шифровые

послания.
14. Улица
Лингвистических
задач.

Лингвистическая задача, правила их решения.

15. Улица

Буквенные ребусы. Восстановление математических ребусов, в

Ребусовая.

которых цифры скрыты за предметными и

буквенными

символами. Решение числовых головоломок.
Блок логических и занимательных задач (19 часов)
Раздел 4. Город Логических рассуждений – 10 часов.
16. Проспект
Умозаключений.
17. Проспект

Логические утверждения. Задачи, решаемые с

помощью

круговых схем, путѐм рассуждений.
Множества, их пересечение и объединение. Задачи, решаемые

Логических задач. с помощью кругов Эйлера-Венна.
18. Проспект

Логические задачи «на подсчѐт очков», решаемые

Логических задач. сравнения исходных данных, выдвижения и

путѐм:

опровержения

гипотез.
19. Проспект

Простые и сложные высказывания, их оценка.

Логических задач. умозаключений

на

основе

Построение

построения

высказываний. Логические задачи «про

отрицания
правдолюбцев и

лжецов».
20. Проспект

Построение высказываний. Задачи, решаемые с

помощью

Логических задач. построения отрицания и систематизации данных в таблице.
21. Проспект

Построение графов. Задачи, решаемые с помощью построения

Комбинаторных

графа. Использование знаково символических средств для

задач.

моделирования ситуаций, описанных в задачах.

22. Проспект

Схема – дерево возможных вариантов. Комбинаторные задачи,

Комбинаторных

решаемые с использованием графов, с применением правила

задач.

умножения.

23. Проспект
Комбинаторных

Задачи «на доказательство, основанные на
худшего случая».

рассмотрении

задач.
24. Проспект

Принцип Дирихле.

Комбинаторных
задач.
25. Школьная

Нестандартные

олимпиада

задачи,

текстовые

задач

повышенной

сложности. Выполнение заданий творческого и

поискового

(отборочный тур). характера.
Раздел 5. Город Занимательных задач – 9 часов.
26. Улица
Величинская.
27. Денежный
бульвар.

Единицы массы, сравнение предметов по массе. Задачи,
связанные с переводом старинных мер в современные меры.
Денежные величины, их преобразование. Нетрадиционные
задачи, связанные с «деньгами», с

определением фальшивой

монеты. Житейские задачи, связанные с оплатой покупки.
28. Временный

Единицы времени. Нетрадиционные задачи «на время».

переулок.
29. Измерительная
площадь.
30. Измерительная
площадь.

Периметр составной фигуры. Логические задачи,

решаемые

путѐм сравнения исходных данных.
Площадь, еѐ вычисление с помощью палетки. Задачи, связанные
с нахождением площади «неровной»

фигуры. Логические

задачи, решаемые путѐм сравнения исходных данных
31. Скоростное
шоссе.

Выбор необходимой информации, содержащейся в
движения. Нестандартные задачи, связанные

графике

с равномерным

движением.
32. Смекалистая
улица.
33. Смекалистая

Задачи на «совместную работу». Логические задачи, решаемые
путѐм сравнения исходных данных.
Нетрадиционные

задачи

на

«хитроумный

делѐж».

улица.

Использование

знаково-символических

средства

для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.
34. Хитровский
переулок.

Нетрадиционные задачи «на внесение своей доли»
рассуждения

и

использования

графической

путѐм
модели.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Раздел 3.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
 Личностные результаты:
У обучающегося буду сформированы:
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на

содержательные моменты школьной действительности и принятия

образца «хорошего ученика».
2.

Мотивационная

основа

учебной

деятельности,

включающая

социальные,

учебно­познавательные и внешние мотивы.
3. Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.
4. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и

самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи, на

понимание оценок учителей, товарищей,

родителей и других людей.
5. Способность к оценке своей учебной деятельности.
 Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
1.1. Принимать и сохранять учебную задачу, определять цели и формулировать
задачи;
1.2. Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы),
выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей;
1.3. Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения
действия; понимать границы своего знания и формировать запрос на недостающую
информацию;
1.4. Вносить коррективы в планирование и способы действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
1.5. Владеть основами прогнозирования как предвидения процессов;
1.6. Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей
и условий еѐ реализации.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия:
2.1.

Адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач;
2.2. Строить монологическое высказывание;
2.3. Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения; слушать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от
собственной позиции;
2.4. Координировать позиции в сотрудничестве с учѐтом различных мнений, уметь
разрешать конфликты.
3. Познавательные логические универсальные учебные действия:
3.1. Давать определение понятиям, подводить под понятие;
3.2. Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать
простейшие прогнозы;
3.3. Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение;
3.4. Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное;
3.5.Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе
установленных причинно-следственных связей;
3.6. Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать
выводы.
4. Познавательные знаково-символические универсальные учебные действия:
4.1. Использовать знаково-символические средства и модели при решении учебнопрактических задач;
4.2.Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы,
графики, диаграммы, рисунки и др.).
5. Познавательные универсальные учебные действия по решению задач (проблем):
5.1. Владеть рядом общих приѐмов решения задач (проблем):
5.1.1. Создавать модель задачной ситуации, отделяя главные элементы условия от
второстепенных;
5.1.2. Представлять основные соотношения, следующие из условия, в виде графиков,
схем, таблиц и других моделей, используя их для нахождения решений;
5.1.3. Оценивать достоверность полученных решений.
5.2. Проводить исследования (наблюдения, измерения):

5.2.1. Формулировать цели исследования (измерения);
5.2.2. Подбирать необходимое оборудование (измерительные приборы);
5.2.4. Предлагать подходящие способы измерения;
5.2.5. Анализировать результаты проведѐнного исследования (измерения) и делать
выводы;
5.2.6.

Адекватно

содержанию

эстетически

грамотно

оформлять

результаты

исследований (измерений).
6. Познавательные универсальные учебные действия по работе с информацией и
чтению:
6.1. Осуществлять поиск информации;
6.2. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы;
6.3. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы;
6.4. Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные
суждения на основе текста;
6.5. Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
 Предметные результаты:
Обучающийся научится:
1. Арифметический блок:
1.1. Классифицировать объекты по заданному или самостоятельно установленному
признаку (цвет,

форма, размер и т.д.); выделять существенную информацию для

установления признака;
1.2. Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 1 до 1000000;
1.3. Складывать и вычитать числа в пределах 10000 с использованием таблиц
сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;
1.4. Решать и составлять ребусы, содержащие числа; решать числовые головоломки;
1.5. Восстанавливать математические примеры (нахождение скрытой цифры и т.п.);
последовательно выполнять арифметические действия: отгадывать задуманные числа;
1.6. Заполнять числовые кроссворды;
1.7. Решать занимательные задания с римскими цифрами;
1.8. Читать, записывать и сравнивать величины, используя единицы измерения
величин и соотношения между ними.

2. Блок логических и занимательных задач:
2.1.

Решать

задачи,

допускающие

несколько

способов

решения,

задачи

с

недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия;
2.2. Соблюдать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
2.3. Решать задачи, имеющие несколько решений, обратные задачи, старинные,
логические, комбинаторные задачи, нестандартные задачи, задачи международного
конкурса «Кенгуру»;
2.4. Ориентироваться в тексте задачи, выделять условия и вопрос, данные и искомые
числа (величины);

выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте

задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
2.5. Использовать знаково-символические средства для моделирования ситуаций,
описанных в задачах;
2.6. Обосновывать выполняемые и выполненные действия;
2.7. Воспроизводить способ решения задачи;
2.8. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
3. Геометрический блок:
3.1. Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
3.2. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия,
отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг); использовать свойства прямоугольника и квадрата (равенство всех
сторон квадрата, равенство противоположных сторон прямоугольника, прямые углы у
квадрата и прямоугольника) при выполнении построений, решении задач;
3.3. Выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с
заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник);
3.4. Распознавать, различать, называть пространственные геометрические фигуры
(куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус);
3.5. Измерять длину отрезка;
3.6. Находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника

и

квадрата.

Раздел 4.
Тематическое планирование
№

Название раздела,

Количество

занятия

темы

часов

1.

Удивительная страна.

1

Форма занятия

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Фронтальная (работа в коллективе при

https://resh.edu.ru

объяснении нового материала или
отработка определѐнной темы).
Город геометрических

3

превращений.
2.

Художественный

1

проезд.

Фронтальная (работа в коллективе при

https://www.yaklass.ru

объяснении нового материала или
отработка определѐнной темы).

3.

Конструкторский

1

проезд.

Фронтальная (работа в коллективе при

https://uchi.ru

объяснении нового материала или
отработка определѐнной темы).

4.

Конструкторский
проезд.

1

Групповая

(разделение

на

мини

группы для выполнения определѐнной
работы).

https://myschool.edu.ru/

Город загадочных чисел.
5.

Числовая улица.

6
1

Фронтальная (работа в коллективе при

https://www.yaklass.ru

объяснении нового материала или отработка
определѐнной темы).
6.

Числовая улица.

1

Фронтальная (работа в коллективе при

https://uchi.ru

объяснении нового материала или отработка
определѐнной темы).
7.

Вычислительный

1

проезд.

Коллективная
(выполнение

https://education.yandex.ru/
работы

для

подготовки

к

олимпиадам, конкурсам).
8.

Числовая улица.

1

Групповая
(разделение

https://resh.edu.ru
на

мини-группы

для

выполнения определѐнной работы).
9.

Вычислительный

1

проезд.

Коллективная
(выполнение

https://myschool.edu.ru/
работы

для

подготовки

к

олимпиадам, конкурсам).
10.

Дробный переулок.

1

Групповая
(разделение

https://resh.edu.ru
на

мини-группы

для

выполнения определѐнной работы).
Город закономерностей.
11.

Порядковый проспект.

5
1

Фронтальная (работа в коллективе при

https://www.yaklass.ru

объяснении нового материала или отработка
определѐнной темы).
12.

Улица Магическая.

1

Фронтальная (работа в коллективе при

https://uchi.ru

объяснении нового материала или отработка
определѐнной темы).
13.

Улица Ребусовая.

1

Коллективная

(выполнение

работы

для

https://myschool.edu.ru/

для

https://resh.edu.ru

подготовки к олимпиадам, конкурсам).
14.

Улица Лингвистических

1

задач.
15.

Улица ребусовая.

Коллективная

(выполнение

работы

подготовки к олимпиадам, конкурсам).
1

Групповая (разделение на мини группы для

https://education.yandex.ru

выполнения определѐнной работы).
Город Логических рассуждений.
16.

Проспект
Умозаключений.

10
1

Фронтальная (работа в коллективе при
объяснении нового материала или отработка

https://myschool.edu.ru/

определѐнной темы).
17.

Проспект

Логических

1

задач.

Фронтальная (работа в коллективе при

https://resh.edu.ru

объяснении нового материала или отработка
определѐнной темы).

18.

Проспект

Логических

1

задач.
19.

Проспект

Проспект

Логических

1

Логических

1

Проспект

1

Проспект

1

Проспект

Проспект

https://www.yaklass.ru

Коллективная (выполнение работы

для

https://uchi.ru

Коллективная (выполнение работы

для

https://myschool.edu.ru/

Индивидуальная (самостоятельное задание с

https://education.yandex.ru

учѐтом возможностей обучающегося).
1

Комбинаторных задач.
24.

для

подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Комбинаторных задач.
23.

Коллективная (выполнение работы

подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Комбинаторных задач.
22.

https://education.yandex.ru

подготовки к олимпиадам, конкурсам).

задач.
21.

для

подготовки к олимпиадам, конкурсам).

задач.
20.

Коллективная (выполнение работы

Индивидуальная (самостоятельное задание с https://education.yandex.ru
учѐтом возможностей обучающегося).

1

Индивидуальная (самостоятельное задание с

https://resh.edu.ru

Комбинаторных задач.
25.

Школьная

олимпиада

учѐтом возможностей обучающегося).
1

(отборочный тур).
Город Занимательных задач.
26.

Улица Величинская.

Индивидуальная (самостоятельное задание с

https://uchi.ru

учѐтом возможностей обучающегося).
9
1

Фронтальная (работа в коллективе при

https://education.yandex.ru

объяснении нового материала или отработка
определѐнной темы).
27.

Денежный бульвар.

1

Фронтальная (работа в коллективе при

https://resh.edu.ru

объяснении нового материала или отработка
определѐнной темы).
28.

Временный переулок.

1

Групповая (разделение на мини группы для

https://uchi.ru

выполнения определѐнной работы).
29.

Измерительная

1

площадь.
30.

Измерительная

Скоростное шоссе.

https://education.yandex.ru

выполнения определѐнной работы).
1

площадь.
31.

Групповая (разделение на мини группы для

Групповая (разделение на мини группы для

https://uchi.ru

выполнения определѐнной работы).
1

Групповая (разделение на мини группы для

https://resh.edu.ru

выполнения определѐнной работы).
32.

Смекалистая улица.

1

Индивидуальная (самостоятельное задание с

https://education.yandex.ru

учѐтом возможностей обучающегося).
33.

Смекалистая улица.

1

Групповая (разделение на мини группы для

https://education.yandex.ru

выполнения определѐнной работы).
34.

Хитровский переулок.

1

Групповая (разделение на мини группы для
выполнения определѐнной работы).

Итого:

34

https://uchi.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».