Приложение №1 к ООП НОО
утверждено приказом по МОУ Лицей
№ 37-У от 30.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Олимпиадный русский язык»
(общеинтеллектуальное направление)
4 класс
Качканар 2024
Раздел 1.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочному курсу «Олимпиадный русский язык» на
2023/24 учебный год для обучающихся 4 классов МОУ Лицей разработана в
соответствии с требованиями следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
России от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Приказа Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную
общего,
аккредитацию
образовательных
программ
начального
основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность».
Приказа
Минпросвещения от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ
начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254».
2
Учебного плана начального общего образования МОУ Лицей на
2023/24
учебный год.
Положения о рабочей программе МОУ Лицей.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших
школьников.
Реализация
курса
«Олимпиадный
русский
язык»
является
одним
из
направлений системной работы на уровне начального общего образования по
формированию познавательных интересов обучающихся 4 классов, развитию у детей
интереса к русскому языку как учебному предмету.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать
познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка
материала, более полное его усвоение, а так же знакомство с понятиями, которые
остаются за пределами изучения школьной программы.
Задачи:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
3
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с
книгой.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю,
продолжительность занятия 40 минут. Программа построена с учетом возрастных
особенностей младших школьников. Направлена на обеспечение углубленной
подготовки по русскому языку. Программа содержит общие рекомендации по
выполнению олимпиадных заданий, а также предполагает решение и анализ
конкретных подготовительных упражнений по всем основным разделам науки о
языке: фонетике, орфоэпии, словообразованию, морфологии, стилистике, а также
истории языка, социолингвистике и сравнительному языкознанию.
4
Раздел 2.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
4 класс (34 часа)
№
Название раздела,
Содержание
занят
темы
ия
1.
И снова о русском языке… Роль русского языка в жизни общества, его красота и
богатство.
2.
Крылатые слова и
Афоризмы и крылатые слова.
афоризмы.
3.
Копилка занимательных Решение занимательных задач.
заданий.
4.
Игротека.
Богатство и выразительность русского языка;
крылатые слова и афоризмы (их значение и
признаки).
5.
Об именах.
История возникновения древнерусских и
современных имен. Разнообразие имен и их форм.
6.
О русских фамилиях.
История возникновения русских фамилий.
Распространенные способы происхождения
русских фамилий.
7.
В поисках сбежавших
Решение занимательных заданий.
головоломок.
8.
Игротека.
История
возникновения русских имен и фамилий.
9.
Мы играем в логогрифы. Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в
логогрифы.
10.
Учимся распознавать
Распространенные типы речевых ошибок, их
речевые ошибки.
распознавание и устранение.
11.
Коллекция заморочек.
Решение занимательных заданий.
12.
Игротека.
Повторение: логогрифы, речевые ошибки.
13.
Ох уж эти
фразеологизмы!..
14.
Работаем над рифмами.
15.
Словесные забавы.
Поиск в тексте фразеологизмов, определение их
значения, замена словосочетаний соответствующими
фразеологизмами
Отличительные признаки стихотворного текста.
Разнообразие рифм.
Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения
стихотворения, следуя заданной теме.
Игры со словами. «Спунеризмы» и
«буриме».
5
16.
Игротека.
17.
Продолжаем работу над
фразеологизмами.
18.
Русские пословицы и
поговорки.
Ассорти для любителей
русского языка.
Игротека.
19.
20.
23.
И снова о
фразеологизмах.
Однородные члены
предложения.
Ошибочка вышла!..
24.
Игротека.
25.
Школьная олимпиада
(отборочный тур).
Про омонимы и их
разновидности.
Еще немного
фразеологизмов.
21.
22.
Повторение: рифмы парные, перекрестные,
опоясывающие. Игры со словами.
История происхождения фразеологизмов:
«язык до Киева доведет», «после дождичка в
четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям
соответствующих фразеологизмов.
Отличие поговорки от пословицы.
Скрытый смысл пословицы.
Палиндромы. Решение занимательных заданий.
Повторение: пословицы, поговорки,
фразеологизмы.
Фразеологизм и похожее словосочетание (важный
человек, важная птица).
Выделение однородных членов предложения.
Решение занимательных заданий.
Повторение: однородные члены предложения,
фразеологизмы. История происхождения и значение
фразеологизма «краеугольный камень».
Задания творческого и поискового характера.
28.
Омонимы - слова, схожие по звучанию, но различные
по лексическому значению.
Фразеологизмы- синонимы, фразеологизмыантонимы. Вычленение фразеологизмов из текста.
Замена словосочетаний фразеологизмами.
В стране Перевертундии. Решение занимательных заданий.
29.
Игротека.
30.
Что такое «паронимы».
31.
Игры со словарными словами.
32.
Запоминаем словарные
слова.
31 июня.
33.
Игротека.
Повторение: паронимы, словарные слова.
34.
Повторяем…
Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы.
26.
27.
Повторение: омонимы и их разновидности; история
происхождения и значения фразеологизмов:
«закусить удила», «попасть впросак».
Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов.
Решение занимательных заданий.
6
Раздел 3.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
1.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика».
2.
Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы.
3.
Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи.
4.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей.
5.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
1.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1.1.
Принимать
и
сохранять
учебную
задачу,
определять
цели
и
формулировать задачи;
1.2.
Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и
группы), выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей;
1.3.
Осуществлять
контроль
деятельности,
оценивать
правильность
выполнения действия; понимать границы своего знания и формировать запрос на
недостающую информацию;
1.4.
Вносить
коррективы
в
планирование
и
способы
действия
в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
1.5.
Владеть основами прогнозирования как предвидения процессов;
1.6.
Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся
7
возможностей и условий еѐ реализации.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
2.1.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
2.2.
Строить монологическое высказывание;
2.3.
Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать
свою точку зрения; слушать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным
от собственной позиции;
3.
Познавательные логические универсальные учебные действия:
3.1.
Давать определение понятиям, подводить под понятие;
3.2.
Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и
делать простейшие прогнозы;
3.3.
Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение;
3.4.
Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное;
3.5.
Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на
основе установленных причинно-следственных связей;
3.6.
Устанавливать
аналогии,
строить
логические
рассуждения,
умозаключения, делать выводы.
4.
Познавательные
знаково-символические
универсальные
учебные
действия:
4.1.
Использовать знаково-символические (и художественно-графические)
средства при решении учебно-практических задач;
4.2.
Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую
(таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др. в текст).
5.
Познавательные универсальные учебные действия по решению задач
(проблем):
5.1.
Владеть рядом общих приѐмов решения задач (проблем);
5.2.
Проводить исследования (наблюдения);
5.3.
Использовать
методы
познания,
специфические
для
предметов
социально-гуманитарного цикла.
6.
Познавательные
информацией и чтению:
универсальные
учебные
действия
по
работе
8
с
6.1.
Осуществлять поиск информации;
6.2.
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы;
6.3.
Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы;
6.4.
Оценивать
достоверность
предложенной
информации,
строить
оценочные суждения на основе текста;
Применять информацию из текста при решении учебно-практических
6.5.
задач.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
1.
Раздел «Фонетика и графика»:
1.1.
Различать звуки и буквы;
1.2.
Характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
согласные
твердые/мягкие, парные/непарные
твердые
и
мягкие;
согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие.
2.
Раздел «Орфоэпия»:
2.1.
Соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников;
2.2.
Находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за
помощью к учителю, родителям и др.
3.
Раздел «Состав слова (морфемика)»:
3.1.
Различать изменяемые и неизменяемые слова;
3.2.
Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
3.3.
Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс; 3.4.Различать родственные (однокоренные) слова и
синонимы, родственные слова и слова с омонимичными корнями.
4.
Раздел «Лексика»:
4.1.
Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
4.2.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря
4.3.
Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
9
5.
Раздел «Морфология»:
5.1.
Определять грамматические признаки имѐн существительных – род,
число, падеж, склонение;
5.2.
Определять грамматические признаки имѐн прилагательных – род, число,
падеж;
5.3.
Определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в
прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
5.4.
Находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена
прилагательные, глаголы.
6.
Раздел «Синтаксис»:
6.1.
Различать предложение, словосочетание, слово;
6.2.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами
в словосочетании и предложении;
7.
Раздел «Орфография и пунктуация»:
7.1.
Применять правила правописания;
7.2.
Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
8.
Раздел «Развитие речи»:
8.1.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного
общения
(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
8.2.
Выражать собственное мнение и аргументировать его;
1
0
Раздел 4.
Тематическое планирование.
№
занятия
Название раздела, темы
Количес
Форма занятия
Электронные (цифровые)
тво
образовательные ресурсы
часов
1
Фронтальная (работа в коллективе при https://education.yandex.ru
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).
1
Групповая (разделение на мини-группы
https://uchi.ru
для выполнения определѐнной работы).
1.
И снова о русском языке…
2.
Крылатые слова и афоризмы.
3.
Копилка занимательных
заданий.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://uchi.ru
4.
Игротека.
1
Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).
https://resh.edu.ru
5.
Об именах.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://uchi.ru
6.
О русских фамилиях.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://uchi.ru
7.
В поисках сбежавших
головоломок.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://uchi.ru
8.
Игротека.
1
Индивидуальная (самостоятельное задание https://education.yandex.ru
с учѐтом возможностей обучающегося).
11
9.
Мы играем в логогрифы.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
10.
Учимся распознавать речевые
ошибки.
1
Фронтальная (работа в коллективе при https://education.yandex.ru
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).
11.
Коллекция заморочек.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
12.
Игротека.
1
Индивидуальная (самостоятельное задание https://education.yandex.ru
с учѐтом возможностей обучающегося).
13.
Ох уж эти фразеологизмы!..
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://myschool.edu.ru/
14.
Работаем над рифмами.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://uchi.ru
15.
Словесные забавы.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://uchi.ru
16.
Игротека.
1
Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).
https://resh.edu.ru
17.
Продолжаем работу над
фразеологизмами.
1
Групповая (разделение на мини-группы https://education.yandex.ru
для выполнения определѐнной работы).
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
12
18.
Русские пословицы и поговорки.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://myschool.edu.ru/
19.
Ассорти для любителей
русского языка.
1
Фронтальная (работа в коллективе при
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).
https://myschool.edu.ru/
20.
Игротека.
1
Индивидуальная (самостоятельное задание https://education.yandex.ru
с учѐтом возможностей обучающегося).
21.
И снова о фразеологизмах.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://resh.edu.ru
22.
Однородные члены
предложения.
1
Фронтальная (работа в коллективе при
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).
https://myschool.edu.ru/
23.
Ошибочка вышла!..
1
https://uchi.ru
24.
Игротека.
1
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).
25.
Школьная олимпиада
(отборочный тур).
1
Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).
26.
Про омонимы и их
разновидности.
1
Фронтальная (работа в коллективе при https://education.yandex.ru
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
13
27.
Еще немного фразеологизмов.
1
28.
В стране Перевертундии.
1
29.
Игротека.
1
Индивидуальная (самостоятельное задание https://education.yandex.ru
с учѐтом возможностей обучающегося).
30.
Что такое «паронимы».
1
Фронтальная (работа в коллективе при
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).
31.
Запоминаем словарные слова.
1
Коллективная (выполнение
работы для подготовки к олимпиадам,
конкурсам).
https://uchi.ru
32.
31 июня.
1
Коллективная (выполнение работы для
подготовки к олимпиадам, конкурсам).
https://uchi.ru
33.
Игротека.
1
Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).
https://resh.edu.ru
34.
Повторяем…
1
Фронтальная (работа в коллективе при https://education.yandex.ru
отработке определѐнной темы).
Итого:
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
https://resh.edu.ru
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
34
14