РП внеурочной деятельности "Олимпиадный русский язык"

Приложение №1 к ООП НОО
утверждено приказом по МОУ Лицей
№ 37-У от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Олимпиадный русский язык»
(общеинтеллектуальное направление)
4 класс

Качканар 2024

Раздел 1.
Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочному курсу «Олимпиадный русский язык» на
2023/24 учебный год для обучающихся 4 классов МОУ Лицей разработана в
соответствии с требованиями следующих документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача
России от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 Приказа Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную
общего,

аккредитацию

образовательных

программ

начального

основного общего, среднего общего образования организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность».

Приказа

Минпросвещения от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ

начального

общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254».
2

 Учебного плана начального общего образования МОУ Лицей на

2023/24

учебный год.
 Положения о рабочей программе МОУ Лицей.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших
школьников.
Реализация

курса

«Олимпиадный

русский

язык»

является

одним

из

направлений системной работы на уровне начального общего образования по
формированию познавательных интересов обучающихся 4 классов, развитию у детей
интереса к русскому языку как учебному предмету.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать
познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка
материала, более полное его усвоение, а так же знакомство с понятиями, которые
остаются за пределами изучения школьной программы.
Задачи:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;


пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над

познанием родного языка;


развитие мотивации к изучению русского языка;



развитие творчества и обогащение словарного запаса;



совершенствование общего языкового развития учащихся;



углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.



формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,

культуры мышления.


приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;



развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
3



учить организации личной и коллективной деятельности в работе с

книгой.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю,
продолжительность занятия 40 минут. Программа построена с учетом возрастных
особенностей младших школьников. Направлена на обеспечение углубленной
подготовки по русскому языку. Программа содержит общие рекомендации по
выполнению олимпиадных заданий, а также предполагает решение и анализ
конкретных подготовительных упражнений по всем основным разделам науки о
языке: фонетике, орфоэпии, словообразованию, морфологии, стилистике, а также
истории языка, социолингвистике и сравнительному языкознанию.

4

Раздел 2.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
4 класс (34 часа)
№
Название раздела,
Содержание
занят
темы
ия
1.
И снова о русском языке… Роль русского языка в жизни общества, его красота и
богатство.
2.
Крылатые слова и
Афоризмы и крылатые слова.
афоризмы.
3.
Копилка занимательных Решение занимательных задач.
заданий.
4.
Игротека.
Богатство и выразительность русского языка;
крылатые слова и афоризмы (их значение и
признаки).
5.
Об именах.
История возникновения древнерусских и
современных имен. Разнообразие имен и их форм.
6.
О русских фамилиях.
История возникновения русских фамилий.
Распространенные способы происхождения
русских фамилий.
7.
В поисках сбежавших
Решение занимательных заданий.
головоломок.
8.
Игротека.
История
возникновения русских имен и фамилий.
9.
Мы играем в логогрифы. Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в
логогрифы.
10.
Учимся распознавать
Распространенные типы речевых ошибок, их
речевые ошибки.
распознавание и устранение.
11.
Коллекция заморочек.
Решение занимательных заданий.
12.

Игротека.

Повторение: логогрифы, речевые ошибки.

13.

Ох уж эти
фразеологизмы!..

14.

Работаем над рифмами.

15.

Словесные забавы.

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их
значения, замена словосочетаний соответствующими
фразеологизмами
Отличительные признаки стихотворного текста.
Разнообразие рифм.
Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения
стихотворения, следуя заданной теме.
Игры со словами. «Спунеризмы» и
«буриме».
5

16.

Игротека.

17.

Продолжаем работу над
фразеологизмами.

18.

Русские пословицы и
поговорки.
Ассорти для любителей
русского языка.
Игротека.

19.
20.

23.

И снова о
фразеологизмах.
Однородные члены
предложения.
Ошибочка вышла!..

24.

Игротека.

25.

Школьная олимпиада
(отборочный тур).
Про омонимы и их
разновидности.
Еще немного
фразеологизмов.

21.
22.

Повторение: рифмы парные, перекрестные,
опоясывающие. Игры со словами.
История происхождения фразеологизмов:
«язык до Киева доведет», «после дождичка в
четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям
соответствующих фразеологизмов.
Отличие поговорки от пословицы.
Скрытый смысл пословицы.
Палиндромы. Решение занимательных заданий.
Повторение: пословицы, поговорки,
фразеологизмы.
Фразеологизм и похожее словосочетание (важный
человек, важная птица).
Выделение однородных членов предложения.
Решение занимательных заданий.
Повторение: однородные члены предложения,
фразеологизмы. История происхождения и значение
фразеологизма «краеугольный камень».
Задания творческого и поискового характера.

28.

Омонимы - слова, схожие по звучанию, но различные
по лексическому значению.
Фразеологизмы- синонимы, фразеологизмыантонимы. Вычленение фразеологизмов из текста.
Замена словосочетаний фразеологизмами.
В стране Перевертундии. Решение занимательных заданий.

29.

Игротека.

30.

Что такое «паронимы».

31.

Игры со словарными словами.

32.

Запоминаем словарные
слова.
31 июня.

33.

Игротека.

Повторение: паронимы, словарные слова.

34.

Повторяем…

Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы.

26.
27.

Повторение: омонимы и их разновидности; история
происхождения и значения фразеологизмов:
«закусить удила», «попасть впросак».
Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов.

Решение занимательных заданий.

6

Раздел 3.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
 Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
1.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика».
2.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,

учебно­познавательные и внешние мотивы.
3.

Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и

способам решения новой задачи.
4.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей.
5.

Способность к оценке своей учебной деятельности.
 Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:
1.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1.1.

Принимать

и

сохранять

учебную

задачу,

определять

цели

и

формулировать задачи;
1.2.

Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и

группы), выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей;
1.3.

Осуществлять

контроль

деятельности,

оценивать

правильность

выполнения действия; понимать границы своего знания и формировать запрос на
недостающую информацию;
1.4.

Вносить

коррективы

в

планирование

и

способы

действия

в

соответствии с изменяющейся ситуацией;
1.5.

Владеть основами прогнозирования как предвидения процессов;

1.6.

Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся

7

возможностей и условий еѐ реализации.
2.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

2.1.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;
2.2.

Строить монологическое высказывание;

2.3.

Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать

свою точку зрения; слушать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным
от собственной позиции;
3.

Познавательные логические универсальные учебные действия:

3.1.

Давать определение понятиям, подводить под понятие;

3.2.

Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и

делать простейшие прогнозы;
3.3.

Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение;

3.4.

Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное;

3.5.

Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на

основе установленных причинно-следственных связей;
3.6.

Устанавливать

аналогии,

строить

логические

рассуждения,

умозаключения, делать выводы.
4.

Познавательные

знаково-символические

универсальные

учебные

действия:
4.1.

Использовать знаково-символические (и художественно-графические)

средства при решении учебно-практических задач;
4.2.

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую

(таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др. в текст).
5.

Познавательные универсальные учебные действия по решению задач

(проблем):
5.1.

Владеть рядом общих приѐмов решения задач (проблем);

5.2.

Проводить исследования (наблюдения);

5.3.

Использовать

методы

познания,

специфические

для

предметов

социально-гуманитарного цикла.
6.

Познавательные

информацией и чтению:

универсальные

учебные

действия

по

работе
8

с

6.1.

Осуществлять поиск информации;

6.2.

Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы;

6.3.

Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы;

6.4.

Оценивать

достоверность

предложенной

информации,

строить

оценочные суждения на основе текста;
Применять информацию из текста при решении учебно-практических

6.5.

задач.
 Предметные результаты:
Обучающийся научится:
1.

Раздел «Фонетика и графика»:

1.1.

Различать звуки и буквы;

1.2.

Характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;

согласные

твердые/мягкие, парные/непарные

твердые

и

мягкие;

согласные

звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие.
2.

Раздел «Орфоэпия»:

2.1.

Соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать

соблюдение этих норм в речи собеседников;
2.2.

Находить при сомнении в правильности постановки ударения или

произношения слова ответ самостоятельно (по словарю) либо обращаться за
помощью к учителю, родителям и др.
3.

Раздел «Состав слова (морфемика)»:

3.1.

Различать изменяемые и неизменяемые слова;

3.2.

Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

3.3.

Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,

корень, приставку, суффикс; 3.4.Различать родственные (однокоренные) слова и
синонимы, родственные слова и слова с омонимичными корнями.
4.

Раздел «Лексика»:

4.1.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения;

4.2.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового

словаря
4.3.

Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

9

5.

Раздел «Морфология»:

5.1.

Определять грамматические признаки имѐн существительных – род,

число, падеж, склонение;
5.2.

Определять грамматические признаки имѐн прилагательных – род, число,

падеж;
5.3.

Определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в

прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
5.4.

Находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена

прилагательные, глаголы.
6.

Раздел «Синтаксис»:

6.1.

Различать предложение, словосочетание, слово;

6.2.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении;
7.

Раздел «Орфография и пунктуация»:

7.1.

Применять правила правописания;

7.2.

Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки.
8.

Раздел «Развитие речи»:

8.1.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила

устного

общения

(умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать

разговор);
8.2.

Выражать собственное мнение и аргументировать его;

1
0

Раздел 4.
Тематическое планирование.
№
занятия

Название раздела, темы

Количес
Форма занятия
Электронные (цифровые)
тво
образовательные ресурсы
часов
1
Фронтальная (работа в коллективе при https://education.yandex.ru
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).
1
Групповая (разделение на мини-группы
https://uchi.ru
для выполнения определѐнной работы).

1.

И снова о русском языке…

2.

Крылатые слова и афоризмы.

3.

Копилка занимательных
заданий.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://uchi.ru

4.

Игротека.

1

Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).

https://resh.edu.ru

5.

Об именах.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://uchi.ru

6.

О русских фамилиях.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://uchi.ru

7.

В поисках сбежавших
головоломок.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://uchi.ru

8.

Игротека.

1

Индивидуальная (самостоятельное задание https://education.yandex.ru
с учѐтом возможностей обучающегося).
11

9.

Мы играем в логогрифы.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

10.

Учимся распознавать речевые
ошибки.

1

Фронтальная (работа в коллективе при https://education.yandex.ru
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).

11.

Коллекция заморочек.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

12.

Игротека.

1

Индивидуальная (самостоятельное задание https://education.yandex.ru
с учѐтом возможностей обучающегося).

13.

Ох уж эти фразеологизмы!..

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://myschool.edu.ru/

14.

Работаем над рифмами.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://uchi.ru

15.

Словесные забавы.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://uchi.ru

16.

Игротека.

1

Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).

https://resh.edu.ru

17.

Продолжаем работу над
фразеологизмами.

1

Групповая (разделение на мини-группы https://education.yandex.ru
для выполнения определѐнной работы).

https://myschool.edu.ru/

https://myschool.edu.ru/

12

18.

Русские пословицы и поговорки.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://myschool.edu.ru/

19.

Ассорти для любителей
русского языка.

1

Фронтальная (работа в коллективе при
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).

https://myschool.edu.ru/

20.

Игротека.

1

Индивидуальная (самостоятельное задание https://education.yandex.ru
с учѐтом возможностей обучающегося).

21.

И снова о фразеологизмах.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://resh.edu.ru

22.

Однородные члены
предложения.

1

Фронтальная (работа в коллективе при
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).

https://myschool.edu.ru/

23.

Ошибочка вышла!..

1

https://uchi.ru

24.

Игротека.

1

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).

25.

Школьная олимпиада
(отборочный тур).

1

Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).

26.

Про омонимы и их
разновидности.

1

Фронтальная (работа в коллективе при https://education.yandex.ru
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).

https://myschool.edu.ru/

https://myschool.edu.ru/

13

27.

Еще немного фразеологизмов.

1

28.

В стране Перевертундии.

1

29.

Игротека.

1

Индивидуальная (самостоятельное задание https://education.yandex.ru
с учѐтом возможностей обучающегося).

30.

Что такое «паронимы».

1

Фронтальная (работа в коллективе при
объяснении
нового
материала
или
отработка определѐнной темы).

31.

Запоминаем словарные слова.

1

Коллективная (выполнение
работы для подготовки к олимпиадам,
конкурсам).

https://uchi.ru

32.

31 июня.

1

Коллективная (выполнение работы для
подготовки к олимпиадам, конкурсам).

https://uchi.ru

33.

Игротека.

1

Индивидуальная (самостоятельное задание
с учѐтом возможностей обучающегося).

https://resh.edu.ru

34.

Повторяем…

1

Фронтальная (работа в коллективе при https://education.yandex.ru
отработке определѐнной темы).

Итого:

Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).
Групповая (разделение на мини-группы
для выполнения определѐнной работы).

https://resh.edu.ru
https://myschool.edu.ru/

https://myschool.edu.ru/

34

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».