Программа курса внеурочной деятельности Орлята России

Приложение №1 к ООП НОО
утверждено приказом по МОУ Лицей
№ 37-У от 30.08.2024г.

Программа курса внеурочной деятельности
Орлята России
для обучающихся 1-4 классов

Качканар 2024

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» (далее курс, программа
курса) для начальных классов составлена на основании федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебнометодическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским
центром «Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А.,
Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией
Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и
с учетом программы воспитания и основываются на российских базовых национальных
ценностях.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий
социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности».
Важно, что в названии курса заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок
России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в
своей жизни. Курс представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам отдельно для 1, 2
и 3-4 классов. Изменение позиции ребѐнка в реализации содержания, логика каждого
трека выстроены на основе коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова и с
учѐтом возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса.
Предлагаемая последовательность треков – результат анализа реализации Программы в
2021-2022 учебном году, а также аналитических сессий Консультационного совета
Программы (временный совещательный орган создан в феврале 2022г. в ВДЦ «Орлѐнок»
на базе отдела обеспечения реализации Программы «Орлята России»).
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста
социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования
социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему
Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.

5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Курс реализуется в рамках плана внеурочной деятельности МОУ Лицей для
обучающихся 7-11 лет в группах по 15 - 25 человек 1 - 2 раза в неделю по 35 - 40 минут,
32-34 недели в год.
В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и
формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа,
конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные
творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические,
развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых
результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена
в разделах программы.
Планируемые результаты освоения курса «Орлята России»
Программа курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
комплекса личностных, метапредметных и предметныхрезультатов.
1 класс
Личностные результаты: осознавать себя как часть коллектива, формировать
культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в
группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассника;
формирование положительной мотивации по отношению к учебно-познавательной
деятельности и процессу интеллектуального напряжения; формировать положительную
мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания,
памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся
осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги –
как источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения, которые
строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать
становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки;
формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ
экологической культуры, принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
– познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и
умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний
и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно
с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое
в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под
руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под

руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под
руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности
общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео
– коммуникативные: формировать представления о смысле и значимости дружбы,
межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения
дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и
умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в
детском коллективе, умение ставить общую цель и пути еѐ достижения; формулировать
суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться
проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать
положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со
сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со
сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе
зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без
руководства педагога;
– регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться
открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть
одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам
и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального
конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно
выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать
и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными
заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать
самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных
заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять
нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования
времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы;
учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с
педагогом действия для достижения поставленной цели.
Предметные результаты: раскрывать своими словами первоначальные
представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами
понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива
и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать
умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной
деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения
логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения
логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения
логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные
источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные
работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественноэстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение выполнять в

определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный
запас новыми словами и терминами.
2 класс
Личностные результаты: формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование чувства сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного
края; формирование представлений о традициях и семейных ценностях; применение в
жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной
деятельности; проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны
и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личностного развития;
формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов,
живущих рядом; развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях проявление и раскрытие способностей
быть организатором и инициатором; развитие активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности обучающихся; развитие познавательного интереса
к различным разделам науки; понимание ценности умственного труда в жизни человека и
общества, формирование положительной внутренней мотивации у обучающихся в
процессе решения нестандартных заданий; формирование первоначальных представлений
о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве человека, о
нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
становление ценностного отношения к укреплению здоровья человека; формирование
первоначальных представлений о научной картине мира, формирование основ
экологической культуры, принятие ценности природного мира. .
Метапредметные результаты:
– познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами,
свойственными современному лидеру; умение определять главные качества лидера
(честность, активность, ответственность, доброжелательность и др.); анализирование
информации, нахождение причинно-следственные связи; умение объединять
существенные признаки, классифицировать и делать выводы; систематизирование знаний
обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда; демонстрация
понимания информации, представленной в объяснении педагога; ориентация в терминах,
используемых в информации педагога; составление небольших комплексов упражнений
физкультминуток и утренней зарядки; формирование умения обобщать, делать выводы по
предложенной педагогом информации; расширение кругозора и словарного запаса;
понимание, что информация может быть представлена в разной форме — текста,
иллюстраций, фото, видео; умение соотносить исторические события во временных
рамках: прошлое, настоящее, будущее.
– коммуникативные: развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро
группах и команде; понимание значения коллективной деятельности для успешного
решения практической задачи; умение задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером; проявление уважительного
отношения к собеседнику; соблюдение в процессе общения нормы речевого этикета;
соблюдение правила ведения диалога; построение несложных высказываний по
предложенному материалу; умение делать выводы на основе изучаемого фактического
материала; умение объяснять другим особенности выполнения комплекса упражнений;

восприятие и формулирование суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдение
правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить термины «Родина, родной край»,
хранитель, поколение»; формирование умения слушать одноклассников, проявлять
уважение к мнению других.
– регулятивные: формирование понимания значимости достижения общей цели для
класса; умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости
обращаться за помощью к педагогу.; умение выстраивать план своих действий и
сохранять последовательность его выполнения. контролировать ход и результат
выполнения действия; умение действовать согласно составленного плана и соотносить
результат действия с поставленной задачей; желание участвовать в дальнейшей
творческой деятельности; умение корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение;
умение планировать этапы предстоящей работы в треке «Орлѐнок доброволец», умение
определять цели на занятиях с помощью учителя и планировать действия.; планирование
действия по решению практической задачи для получения результата; выстраивание
последовательности выбранных действий.; умение проявлять самостоятельность,
инициативность, организованность при выполнении задания.
Предметные результаты: знакомство с понятием «лидер», его важными
качествами; формирование первоначального опыта осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со
значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые
средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со
значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных
технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком,
выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями
доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль
мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение
осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение
приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение
соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и
электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научнопознавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые
средства для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
Личностные результаты: формирование уважительного и доброжелательного
отношения друг к другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в
коллективе; формирование учебно-познавательного интереса к треку «Орлѐнок –Эрудит»;
умение
активизировать
мыслительную
деятельность
и
совершенствовать
интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее дело;
формирование уважительного отношения к культуре своего народа; формирование
культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека; формирование
понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование
культуры здорового образа жизни человека; формирование учебно-познавательного
интереса к содержанию трека «Орлѐнок – Эколог»; осознание ответственности за общее
благополучие, основы экологической культуры; формирование сопричастности к

прошлому, настоящему и будущему своей страны; формирование чувство сопричастности
к традициям своей страны
Метапредметные результаты:
–
коммуникативные:
умение
проявлять
инициативность,
активность,
самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора,
инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами
лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в
группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести
повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или
вопросом; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; умение работать в
группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание
возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение
высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы; умение
сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к
окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение.
– познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение
применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка),
обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ;
развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания,
навыков самостоятельного творческого мышления; умение анализировать, обосновывать
свои суждения; умение анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на
представленную тему; умение составлять комплекс утренней зарядки через совместную
групповую работу; формирование потребности в соблюдении норм здорового образа
жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в
своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для
решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных
формах; умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать на
представленную тему.
– регулятивные: формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности,
организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы
предстоящей работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и
результат своей деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в
деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности
формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности, проявлять
готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу,
осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель урока
после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности

Предметные результаты: знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления
лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; формулирование
умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить
логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли;
освоение основных мотивов росписи, разнообразных приѐмов работы; знакомство с
понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами
волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами
деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота);
формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение
систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о
понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил
экологического поведения на природе; знакомство с понятиями ―хранитель‖, «хранитель
исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям
и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание
чувства гордости за достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины – России, Российского
государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру
своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка,
русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах
внеурочной
деятельности
(принимает
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и

безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении
интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Содержание курса внеурочной деятельности
для 1 класса
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 5 занятий:
Данный трек занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени
учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для
первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать
интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить
обучающихся с разными способами получения информации. При прохождении трека
младшие школьники познакомятся с лексическим понятием «Эрудит», узнают качества,
необходимые для того, чтобы стать и быть эрудитом, осознают ценность умственного
труда в жизни человека.
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 5 занятий:
Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна
круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском
движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность
традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в
России 5 декабря Дня волонтѐра.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 5 занятий:
В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок –
Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети –
активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к
новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике.
Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и
различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы
родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 5 занятий:
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. При изучении данного
трека младшие школьники знакомятся с лексическими значениями понятий «спорт»,
«спортсмен», «здоровый образ жизни». Узнают о необходимости и способах ведения
здорового образа жизни. Узнают и играют в подвижные игры на переменах и на улице.
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 5 занятий:

В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе
лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и
культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) –
хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества,
Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 5 занятий:
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр. Младшие школьники знакомятся с понятиями «Экология», «Эколог».
Узнают об экологической культуре и поведении.
Трек «Орлѐнок – Лидер» – 5 занятий:
Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия
первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня
сплочѐнности класса, приобретѐнных ребѐнком знаний и опыта совместной деятельности
в классе как коллективе.
Содержание курса внеурочной деятельности
для 2 класса
Трек «Орлѐнок – Лидер» – 9 занятий:
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений. Младшие школьники знакомятся с понятием «Лидер», узнают качества,
характерные лидеру, пробуют на себе роль лидера.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 9 занятий:
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая
отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и
т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. При
прохождении трека младшие школьники познакомятся с лексическим понятием «Эрудит»,
узнают качества, необходимые для того, чтобы стать и быть эрудитом, осознают ценность
умственного труда в жизни человека.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 9 занятий:
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека

определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 9 занятий:
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всего курса. Это создаст
и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Младшие
школьники познакомятся с понятиями «Добро. Доброволец и волонтѐр.
Добровольчество». Узнают о волонтѐрском движении в России, где помогают волонтѐры
и почему всем это важно, виды волонтѐрства.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 9 занятий:
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. При изучении данного
трека младшие школьники знакомятся с лексическими значениями понятий «спорт»,
«спортсмен», «здоровый образ жизни», «режим дня». Узнают о необходимости и способах
ведения здорового образа жизни. Узнают и играют в подвижные игры на переменах и на
улице. Знакомятся с великими спортсменами нашей страны.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 9 занятий:
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника. Младшие школьники знакомятся с понятиями «Экология», «Эколог». Узнают
об экологической культуре и поведении. Знакомятся с качествами, которые необходимы
экологу. Определяют важность бережного отношения к природе и планете.
Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий:
Данный трек является логическим завершением годового цикла курса. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей
страны.
Содержание курса внеурочной деятельности
для 3-4 классов
Трек «Орлѐнок – Лидер» – 9 занятий:
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих

поручений. Младшие школьники знакомятся с понятием «Лидер», узнают качества,
характерные лидеру, пробуют на себе роль лидера.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 9 занятий:
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая
отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и
т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. При
прохождении трека младшие школьники познакомятся с лексическим понятием «Эрудит»,
узнают качества, необходимые для того, чтобы стать и быть эрудитом, осознают ценность
умственного труда в жизни человека.
Трек «Орлѐнок – Мастер» – 9 занятий:
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 9 занятий:
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всего курса. Это создаст
и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Младшие
школьники познакомятся с понятиями «Добро. Доброволец и волонтѐр.
Добровольчество». Узнают о волонтѐрском движении в России, где помогают волонтѐры
и почему всем это важно, виды волонтѐрства.
Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 9 занятий:
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят
снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. При изучении данного
трека младшие школьники знакомятся с лексическими значениями понятий «спорт»,
«спортсмен», «здоровый образ жизни», «режим дня». Узнают о необходимости и способах
ведения здорового образа жизни. Узнают и играют в подвижные игры на переменах и на
улице. Знакомятся с великими спортсменами нашей страны.
Трек «Орлѐнок – Эколог» – 9 занятий:
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника. Младшие школьники знакомятся с понятиями «Экология», «Эколог». Узнают
об экологической культуре и поведении. Знакомятся с качествами, которые необходимы
экологу. Определяют важность бережного отношения к природе и планете.

Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий:
Данный трек является логическим завершением годового цикла курса. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей
страны.

Тематическое планирование 1 класс
1-2 часа в неделю
Срок проведения
Тема
Количество часов
Подготовительный этап к участию в Программе
Игровая программа «Играй, узнавай,
сентябрь
1
найди друзей в классе»
сентябрь
«Мы будем друзьями в классе»
1
октябрь
«Волшебные слова дружбы»
1
октябрь
«Правила настоящих друзей»
1
ноябрь
Вводный Орлятский урок
1
«Орлѐнок – Эрудит»
ноябрь
«Кто такой эрудит?»
1
ноябрь
«Эрудит – это…»
1
ноябрь
«Всезнайка»
1
22 ноября «Встреча с интересным
ноябрь
1
эрудитом – книгой»
ноябрь
«Подведѐм итоги»
1
«Орлѐнок – Доброволец»
ноябрь
«От слова к делу»
1
декабрь
«Спешить на помощь безвозмездно»
1
«Совместное родительское собрание
декабрь
1
«Наша забота!»
декабрь
«Доброволец – это доброе сердце»
1
декабрь
13 декабря «Подведѐм итоги»
1
«Орлѐнок – Мастер»
декабрь
«Мастер – это…»
1
декабрь
«Мастерская Деда Мороза …»
1
декабрь
«Класс мастеров»
1
январь
«Классная ѐлка»
1
январь
«Новогоднее настроение
1
«Орлѐнок – Спортсмен»
январь
«Утро мы начнѐм с зарядки»
1
январь
«Сто затей для всех друзей»
1
январь
«Весѐлые старты»
1
февраль
«Самые спортивные ребята моей
1
школы»
февраль
«Азбука здоровья»
1
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
февраль
«Орлѐнок – хранитель исторической
1
памяти»
февраль
«История школы – моя история»
1
февраль
«Поход в музей»
1
март
«Поход в музей»
1

март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
Подведение итогов
май
ИТОГО

Срок проведения
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

«Историческое чаепитие»
«Орлѐнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Каким должен быть настоящий
эколог?»
«В гости к природе»
«Мы друзья природе»
«Орлята – экологи»
«Орлѐнок – Лидер»

1

«Лидер – это…»
«Я хочу быть лидером!»
«С командой действую!»
«Как становятся лидерами?»
«Мы дружный класс»

1
1
1
1
1

Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году

1

1
1
1
1
1

41 час

Тематическое планирование 2 класс
2 часа в неделю
Тема
Количество часов
Старт Программы
Вводный «Орлятский урок»
1
«Орлѐнок – Лидер»
«Лидер – это…»
1
«Я могу быть лидером»
1
«Как стать лидером?»
1
«С командой действовать готов!»
1
«Верѐвочный курс»
1
«КЛАССный выходной»
1
«Встреча с тем, кто умеет вести за
2
собой»
«Мы дружный класс!»
1
«Орлѐнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»
1
«Я – эрудит, а это значит…»
1
«Развиваемся, играя!»
1
«ВоображариУМ»
1
«Могу быть изобретателем»
1
КТД «Что такое? Кто такой?»
1
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать»
2

ноябрь

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

январь

январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
март

Итоги трека «На старте новых
открытий»
«Орлѐнок – Мастер»
«Мастер – это…»
«Мастерами славится Россия»
«От идеи – к делу!»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
КТД «Классный театр»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим итоги
Подведение промежуточных итогов
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлѐнок – Эколог»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
«Орлѐнок – Доброволец»
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
КТД «Коробка храбрости»
КТД «Братья наши меньшие»
«Добровольцем будь всегда»
«Портрет добровольца»
«Орлѐнок – Спортсмен»
«Утро начинай с зарядки – будешь ты
всегда в порядке!»
«Должен быть режим у дня»
«О спорт, ты – мир!»
«Сто затей для всех друзей»
«Готовимся к спортивным
состязаниям»
Спортивная игра «У рекордов наши
имена»
«Быстрее! Выше! Сильнее!»
«Азбука здоровья»
«Орлѐнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Каким должен быть настоящий
эколог?»
«Мой след на планете»
«Что должен знать и уметь эколог?»
«Восхищаемся красивым миром»

1

1
1
1
1
1
1
2
1

2

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель

май
ИТОГО

Срок проведения
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

«Экология на практике»
Встреча с человеком, которого можно
назвать настоящим экологом»
«Шагая в будущее – помни о планете»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлѐнок – Хранитель
исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций»
«Я храню традиции семьи, а значит и
традиции страны»
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
«Историческое чаепитие»
«Расскажи мне о России»
«Я – хранитель, мы – хранители»
Подведение итогов
Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году

1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

2
68

Тематическое планирование 3-4 классы
2 часа в неделю
Тема
Количество часов
Старт Программы
Вводный «Орлятский урок»
1
«Орлѐнок – Лидер»
«Лидер – это…»
1
«Я могу быть лидером»
1
«В команде рождается лидер»
1
«КЛАССный выходной»
1
«От идеи – к делу»
1
КТД «Вместе мы сможем всѐ»
1
«Встреча с тем, кто умеет вести за
2
собой»
«Мы дружный класс!»
1
«Орлѐнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»
1
«Я – эрудит, а это значит…»
1
«Игра – это полезно и интересно»
1
«Эрудит – это широкий кругозор»
1
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
1
КТД «Играй, учись и узнавай»
1
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать»
2

ноябрь

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь

январь

январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
март
март

Итоги трека «На старте новых
открытий»
«Орлѐнок – Мастер»
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим итоги
Подведение промежуточных итогов
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлѐнок – Эколог»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
«Орлѐнок – Доброволец»
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи к делу»
КТД «Подари улыбку миру»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Портрет добровольца»
«Орлѐнок – Спортсмен»
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
«Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»
«Орлѐнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии»
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи
природы»
Игра по станциям «Путешествие в
природу»

1

1
1
1
1
1
1
2
1

2

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель

май
ИТОГО

Встреча с человеком, которого можно
назвать настоящим экологом»
«Шагая в будущее – помни о планете»
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлѐнок – Хранитель исторической
памяти»
«Традиции моей страны»
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
КТД «История становится ближе»
КТД «Мы – хранители памяти»
«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»

Подведение итогов
Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году

2
1
1
1
1
1
1
1
2
1

2
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».