РП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Психокоррекционные занятия» для обучающихся с задержкой психического развития 1 - 4 классов вариант 7.2.

Приложение №1 к АООП НОО
утверждено приказом по МОУ Лицей
№ 38-У от 30.08.2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Качканарского городского округа
МОУ Лицей

Рабочая программа
коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Психокоррекционные занятия»
для обучающихся
с задержкой психического развития
1 - 4 классов
вариант 7.2.

Составила: педагог – психолог
Короткевич М.Н.

Качканар 2023
1

Оглавление
1.Пояснительная записка ................................................................................................................. …….3
2.Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие

психокоррекционные занятия» по годам обучения.. ..................................................... …………6
3.Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Коррекционно-

развивающие психокоррекционные занятия» на уровне начального общего
образования ..................................................................................................................... ……13
4.Система оценки достижений планируемых результатов (формы контроля).................16
5.Тематическое планирование коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
психокоррекционные занятия»………………………………............................................18

2

1. Пояснительная записка
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные).

Психокоррекционные

занятия» адаптированной основной

общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой

психического

Федерального

развития

государственного

разработан

в

соответствии

образовательного

стандарта

с

требованиями

начального

общего

образования (далее – ФГОС НОО) и с учетом Федеральной адаптированной основной
образовательной

программы

начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАООП НОО обучающихся с ОВЗ).
Психокоррекционная работа с обучающимися с ЗПР нацелена на удовлетворение
их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Коррекционный

курс

«Коррекционно-развивающие

занятия

(логопедические

и

психокоррекционные). Психокоррекционные занятия» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области ФАООП НОО обучающихся с ОВЗ.
Курс

обеспечивается

психологическим

сопровождением

и

направлен

на

исправление различных типичных недостатков психического (психологического)
развития у обучающихся 1–4 классов, получающих образование в соответствии с АООП
НОО обучающихся с ЗПР.
Содержание

коррекционно-развивающегося

курса

опирается

на

научно-

методические разработки по проблеме коррекции задержки психического развития (Н.Л.
Белопольская, Н.В. Бабкина, Е.Л. Инденбаум, Е. А. Медведевой и др.).
Цель курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или
ослабление

трудностей

в

развитии,

гармонизацию

личности

и

межличностных

отношений.
Задачи курса:
 формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических
и интеллектуальных процессов;
 коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности
3

и поведения, формирование навыков самоконтроля;
 гармонизация

психоэмоционального состояния, формирование

позитивного

отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
 освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
 формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,

классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе.
 предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
 оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками;
 становление сферы жизненной компетенции;

Психологические особенности обучающихся с ЗПР, обусловленные первичным
нарушением

при задержки психического

развития в виде органической

или

функциональной недостаточности ЦНС, проявляются в виде недостатков саморегуляции,
мыслительных операций, слабости мотивационного компонента, эмоциональных
трудностей, личностной незрелости, речевых нарушений и в значительной мере
препятствуют

формированию

учебной

деятельности

и

достижению

требуемых

результатов образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление
нарушений

в

развитии

познавательной,

эмоциональной,

регулятивной

и

коммуникативной сфер личности ребенка с ЗПР.
Курс «Коррекционно-развивающие психокорреционные занятия» реализуется на
протяжении всего уровня начального образования.
Особенности построения курса
Особенностями построения курса

является индивидуально-ориентированное

психологическое сопровождение с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, их индивидуальных особенностей и возможностей (в соответствии
с рекомендациями ПМПК и ППк).
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Психокоррекционные занятия» способствует преодолению или
ослаблению проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции,
формирование учебной мотивации, способствуют профилактике школьной дезадаптации
4

и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной
информации.
Модульное построение программы курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные). Психокоррекционные занятия» позволяет
уточнить первостепенные задачи для конкретного ребенка или группы детей, увеличить
количество часов на коррекционную работу с более выраженными психологическими
дефицитами.
Коррекционный курс включает следующие модули:
 формирование адаптации первоклассников к началу школьного обучения;
 развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных
функций;
 развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими;
 развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование учебной
мотивации;
 развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекция
недостатков регулятивных процессов
Направление

выбора

модуля

определяют

психологические

особенности

обучающихся с ЗПР.
Место курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Психокоррекционные занятия» в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МОУ Лицей
курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные).
Психокоррекционные занятия» рассчитан на проведение занятий с детьми 1-4 классов.
Объем программы составляет 66 часов в 1 дополнительном классе, 68 часов во 2-4
классах (по 2 часа в неделю). Программа может быть использована как целиком, так и в
качестве отдельно взятых модулей для отработки тех навыков, которые наиболее показаны
обучающемуся.
Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до
5

40 минут.
2. Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные). Психокоррекционные занятия»
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими
содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1. психолого-педагогического

обследования

с

целью

выявления

особых

образовательных потребностей школьников:
диагностика и развитие познавательной сферы, и целенаправленное формирование
высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация
сенсорно-перцептивной,

мнемической

и

мыслительной

деятельности,

развитие

пространственно-временных представлений);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и
развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в
группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие
произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к
планированию и контролю).
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
образовательной программы;

6

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
https://natamade.ru/wp-content/uploads/2021/11/1_KN_Metodiki_ZabramnayaSD_Ot_diagn_k_razvitiyu.1998-1.doc
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/06/metodicheskie-rekomendatsii-k-posobiyu-prakticheskiy-material

Модульные разделы курса
Психокоррекционный модуль по формированию адаптации первоклассников к
началу школьного обучения
Включает в себя знакомство детей друг с другом и педагогами, создание
благоприятной эмоциональной атмосферы, создание в группе доверия, снижение
первичной тревожности, определение правил работы в группе, помощь детям в
осознании своего нового статуса, принятие социальной роли и формирование активной
позиции школьника, усвоение школьных правил.
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций
Модуль направлен формирование у обучающихся психологических когнитивных
структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы психических
познавательных процессов, которая создает основу для самостоятельной систематизации
и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний. Модуль включает
развитие памяти, внимания, пространственно- временных представлений, зрительномоторной координации, коррекцию недостатков перцептивных действий, мыслительных
операций.
На первом году обучение большее время уделяется процессам адаптации к началу
школьного обучения, развиваются такие школьно -значимые функции как внимание,
умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, умения принимать
правило и соблюдать его. Значительное время отводится развитию точности и
дифференцированности

восприятия,

зрительно-моторной

и

слухо-моторной

координации. Развитие мышления, памяти проводится с использованием предметнопрактических действий, на наглядном материале. На втором и третьем году обучения
развитие и коррекция когнитивных функций проводится с усложнением предъявляемого
материала, увеличением объема
инструкций, объема перерабатываемой информации. Повышаются требования к
7

запоминанию аудиальной и визуальной информации и развитию наглядно-образного
мышления как основы для эффективного последующего развития словесно-логического.
На четвертом и пятом году обучения основной акцент делается на работу с вербальным
материалом, развитие словесно-логического мышления. Повышаются требования к
произвольности и речевому опосредованию при выполнении заданий. При реализации
модуля в качестве практической основы используется пособие Н. В. Бабкиной
«Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития».
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Модуль

направлен

на

развитие

коммуникативной

сферы,

формирование

сознательной ориентации обучающихся на позицию других людей как партнеров в
общении и совместной деятельности, умения слушать, вести диалог в соответствии с
целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и
принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации,
позволяющими осуществлять свободное общение.
На первом году обучения дети более подробно знакомятся со средствами
«невербального общения (мимикой, жестами, позой, интонацией), а также обучаются
применять коммуникативно адекватные мимические (улыбка) и пантомимические
(открытая поза) жесты, знакомятся с понятием «психологическое пространство».
Также важной составляющей психокоррекционной работы является формирование
навыков

употребления

формул

речевого

этикета.

Обучающихся

знакомят

с

приемлемыми способами начать общение и закончить его, с
правилами знакомства, что в свою очередь способствует расширению словарного запаса.
Дети учатся дифференцировать слова, используемые при приветствии и прощании и при
обращении к взрослому человеку и сверстнику.
На втором году обучения продолжается обучение высказыванию просьбы (на
адекватном детским возможностям материале), в том числе просьб, направленных на
удовлетворение особых образовательных потребностей. Обучение навыкам извинения,
применению коммуникативных вербальных штампов («Как дела?» и т.п.). формируется
способность концентрировать внимание на партнере по общению, учитывать и уважать
8

мнение собеседника, соблюдать удобную и приемлемую дистанцию для комфортного
общения в разных ситуациях, учитывать при общении свои и собеседника средства
невербального общения, настроение.
На третьем году обучения более подробно рассматриваются такие понятия
как «дружба», «сотрудничество», закрепляются умения владеть средствами вербального
и невербального общения. Моделируемые ситуации на занятиях позволяют детям
овладевать начальными навыками коллективного обсуждения (по содержанию заданий и
правил по выполнению их, правил совместных игр).
На

четвертом

компетентности

и

пятом

обучающихся

году
в

обучения

общении,

внимание

конструктивному

уделяется

развитию

взаимодействию

с

одноклассниками и толерантному отношению друг к другу. Занятия помогают
обучающимся с ЗПР ближе познакомится со своим внутренним миром, с помехами в
общении. Развитие навыков конструктивного взаимодействия обеспечивает успешное
формирование положительных черт личности, благоприятные условия для становления
младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Изучение этого модуля способствует развитию у детей навыков сотрудничества
Дети учатся ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии, учатся
контролировать свою речь и поступки, толерантному отношению к другому мнению,
учатся договариваться и приходить к общему решению. Развивается способность к
конструктивному взаимодействию, умение прислушиваться к словам партнера по
общению, улавливать главный смысл сказанного.
Дети учатся совместно действовать, согласовывать свои действия с действиями и
намерениями других, планировать осуществление деятельности, контролировать себя и
других, отвечать не только за свои действия, но и за действия одноклассников, что
способствует формированию у детей навыков самоконтроля и самоорганизации,
рефлексии.
Происходит осознание индивидуальных различий между одноклассниками, что в
каждом человеке есть хорошее и плохое; нет только хороших или совсем плохих людей,
что узнать человека можно только, если пообщаться с ними, что каждый человек нужен,
важен и интересен, а отвергаемым быть плохо, у каждого есть свои сильные стороны и
9

все дети в классе как одно целое и дополняют друг друга, что друзья не должны быть
похожими и у каждого есть свои ценности.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
Модуль направлен на развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР,
создает основу для формирования умения понимать и выражать свои эмоции, определять
эмоциональное состояние других людей, проявлять собственные эмоции социально
приемлемым способом, проявлять эмпатию, сбалансированность эмоций и способность к
саморегуляции.
На первом году обучения дети обучаются распознавать и осознавать основные
эмоции: радость, грусть, страх, гнев как на основе символических изображений, так и по
мимическим и пантомимическим знакам, учатся

воспроизводить (создание) мимику и

пантомимику, соответствующую переживанию определенной эмоции.
На втором году обучения дети учатся элементарным навыкам регуляции своего
эмоционального состояния – преодолению таких негативных эмоций как грусть, страх и
гнев. Учатся выражать гнев социально приемлемым способом. Обучаются с помощью
вербальных и невербальных приемов выражать как отрицательные эмоции (гнева,
обиды, страха), так и положительные (радости, удивления, интереса). Дети учатся
приемам релаксации, умению расслабляться.
На третьем году обучения целесообразно продолжить развивать навыки
саморегуляции собственных эмоциональных проявлений, умения справляться со своими
негативными эмоциями и переживаниями, прививать навыки по поиску внутреннего
эмоционально положительного ресурса, укреплять уверенность в своих силах и
способностях.
К четвертому году обучения у детей начинает проявляться глубокий интерес к
своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко
включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в
них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них
важны не только успехи в учебе, но и признание окружающими их внутренней ценности
и уникальности. В связи с этим цикл занятий посвящен теме взросления, внутренним
изменениям, осознанию своей уникальности, поиску и использованию внутренних
10

ресурсов для достижения значимой цели.
Особое место на пятом году обучения занимают занятия, связанные с обсуждением
близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудностями в
жизни близких взрослых, подростки понимают, что постепенно выходят из
детского возраста, и, это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными
задачами занятий на данном этапе являются снятие тревоги и побуждение к учебной
активности, формирование психологической готовности детей к переходу в пятый класс.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Модуль направлен на развитие регулятивной сферы младших школьников с ОВЗ,
формирование навыков самоконтроля и саморегуляции поведения и деятельности,
создающих основу для развития внутренних механизмов программирования и контроля
продуктивной деятельности.
Включает в себя такие аспекты произвольной регуляции как формирование
осознанной

регуляции

моторно-двигательной

сферы,

и

осознанной

регуляции

познавательных процессов.
Формирование осознанной регуляции моторно-двигательной сферы направлено на
развитие у детей осознания схемы собственного тела, умения произвольно направлять
свое внимание на мышцы, участвующие в движении, понимание характера движений,
умения управлять своим телом, что в дальнейшем способствует повышению
самоконтроля в поведении и учебной деятельности. Модуль включает игры и
упражнения, направленные на балансировку и координацию движений, развитие
моторной ловкости, внимания,
снижения импульсивности. Формирование осознанной регуляции графо-моторных
функций направлено на помощь детям на развитие более тонких движений руки по
необходимой траектории; развитие контроля за движением руки; развитие умения
составлять программу действий, анализировать их на вербальном уровне.
Формирование осознанной регуляции познавательных процессов состоит в
помощи детям на развитие у обучающихся планировать действия и произвольно их
выполнять. Обучение выстраивается на основе внеучебного и учебного материала и
11

включает в себя задания, которые должны быть выполнены с учетом определенных
условий и правил.
Первые два года обучения психокоррекционная работа с детьми включает
формирование регулятивных процессов в моторно-двигательной сфере с постепенным
подключением

заданий

на

развитие

регуляции

графо-моторных

навыков

с

использованием преимущественно внеучебного материала.
В дальнейшем больше внимания уделяется регуляции познавательных процессов и
учебной деятельности уже на учебном материале с усложнением вербальных и
невербальных (схема, план и т. п.) инструкций. При этом практической основой для
проведения данной психокоррекционной работы являются пособия Пылаевой Н. М.,
Ахутиной Т. В. «Школа внимания» и «Школа умножения».
На третьем и четвертом году обучения основной упор делается на следующих
компонентах: развитие способности к произвольному удержанию и распределению
внимания; развитие способности к удержанию цели деятельности; развитие способности
к планированию действий и произвольное их выполнение; развитие способности
подчинять свою деятельность и поведение заданному правилу (системе правил).
На пятом году обучения добавляется работа над такими компонентами
регулятивной сферы, как развитие способности к планированию действий и развитие
способности выполнять действия в соответствии с планом и функций контроля.
При этом стоит учитывать уровень развития крупной и мелкой моторики, включая
при необходимости упражнения на балансировку и координацию
движений, развитие моторной ловкости, внимания, снижения импульсивности на более
поздних годах обучения.
Работа по формированию произвольной регуляции в обязательном порядке
должна проводиться на протяжении всех лет обучения. Поэтому задания на
формирование произвольной регуляции непременно должны включаться в содержание
любых выбранных модулей и присутствовать в большинстве занятий.

12

3. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные).
Психокоррекционные занятия»
В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:
 позитивное отношение к посещению школы;
 соблюдение школьной дисциплины;
 ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
 социально-нормативное обращение к педагогу;
 социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
 формирование школьной мотивации.

В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:


формирование

осознания

необходимости

прилагать

усилия

для

полноценного выполнения заданий;


формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался,

справился – не справился);


формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со

взрослым);


формирование

умения

соотносить

полученный

результат

с

образцом,

исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);


формирование способности задерживать непосредственные импульсивные

реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;


способность правильно воспроизводить несложный графический образец;



способность давать словесный отчет о проделанной работе;



формирование способности к переносу полученных навыков на реальную

учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и
формирования высших психических функций:
 совершенствование

мотивационно-целевой

основы

учебно-познавательной

деятельности;
 улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного
13

показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной
инструкции (графический диктант);
 способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический

план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить

предметы с сенсорными эталонами,
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в

оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
 способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение
 частей

объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики,

конструкции из строительного материала, кубики Коосса и т.п.);
 способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на

наглядно представленном материале,
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его,
 возможность опредметчивания графических знаков,
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и

в образном или частично в умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
 уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
 улучшение

эмоционального

состояния,

определяемого

по

показателям

активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик
контакта и аффективного компонента продуктивности;
 способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи,

вербализовать повод для гордости;
 отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную)

эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:
14

способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи



одноклассников;


уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;



снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной

агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового



общения;


овладение формулами речевого этикета;



снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к

сверстникам и педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.



4.

Система оценки достижений планируемых результатов (формы контроля).

Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде:


Проективный

тест

личностных

отношений,

социальных

эмоций

и

ценностных ориентаций «Домики» (методика О.А. Ореховой)


Определение школьной адаптации (анкета по Л. Л. Венгер и С.А. Бугрименко)



Анкетирование педагогов, родителей



Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан)



Определение эмоционального отношения к школе, методика «Школа зверей»

(Панченко С.)


Определение мотивации к школьному обучению



Методика «Эмоциональная близость к учителю» (методика Р. Жиля)



Проективная методика «Я в школе» (методика Овчаровой Р.В.) Мониторинг

уровня развития произвольной сферы:


Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина



Методика «Да и нет» Н. И. Гуткиной /Кравцовой Е.Е.



Тест развития произвольной регуляции деятельности Семеновой О.А.



Наблюдение (анкета по выявлению признаков импульсивности)

Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:

15



Анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития

коммуникативных навыков младших школьников.


Социометрия

Мониторинг уровня развития познавательной сферы:


«10 слов» Лурия А.Р.



«Расставь значки» на основе методик Немова и Векслера



«Последовательные картинки»



Предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в

текстах


«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант



Простые аналогии

16

5.

Тематическое планирование коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
психокоррекционные занятия»

1 дополнительный класс (второй год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекциинедостатков когнитивных функций
https://aleksandrovkaou.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/06/cf09467dda8426051f44f90dae2a6a16.pdf

№

Тема
Нарисуй правильно

1

2

Найди цель

3

Запомни и повтори

4

Волшебные узоры

5

Играем в сыщиков

6

Подбери и дорисуй

7

Попробуй повтори

8

Пройди маршрут

9

Назови число

10

Найди ошибку

Основное содержание коррекционно-развивающей
Кол-во
работы
часов
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания: графический диктант
(двухцветный вариант)по нарисованному образцу. Поиск ходов лабиринтов с
1
опорой на план.
Пространственная ориентировка на листе бумаги: работа со схемами планов
помещений, пространственными терминами между, над/под, из-за/из-под,
1
слева/справа, ближе/дальше, выше/ниже. Поиск объекта по плану.
Развитие конструктивной деятельности. Конструирование узоров из кубиков «Сложи
узор» (4 кубика). Развитие визуальной и аудиально памяти (5 – 6 объектов) с учетом
1
расположения, игра «Снежный ком».
Развитие зрительно-моторной координации. Копированиепо точкам, задание на
1
продолжение узора. Упражнения на
конструирование («Сложи узор» из 4 кубиков).
Развитие функции анализа зрительного объекта, выделение деталей, синтезирование
объекта. Развитие функции анализирующего наблюдения (анализ сюжетов
1
со скрытым смыслом).
Развитие аналитико-синтетической деятельности: заданияна установление
1
закономерности в ряду объектов.
Упражнения «Продолжи ряд», «Девятая клеточка».
Развитие конструктивной деятельности (на материале
1
игры «Танграм» и подобных ей), вербальный анализпространственного
расположения деталей объекта
Развитие слухо-моторной координации (графические диктанты). Пространственная
1
ориентировка: поиск ходов
лабиринтов с опорой на план.
Простейшие обобщения: продолжи числовой ряд,
1
продолжи закономерность, дорисуй девятое.
Простейшие обобщения: выделение лишнего объекта из ряда (4-ый лишний).
1

11

Какой? Какая?
Какое?

12

Расставь
правильно

Развитие мышления (функция сравнения). Сопоставление признаков наглядно предъявляемых
объектов. Выделение признаков сходства и различия объектов.

1

Развитие мышления (функция классификации). Группировка объектов по самостоятельно
найденному основанию. Умение словесно обозначать группу объектов.

1

Всего часов

12

1 дополнительный класс (второй год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности кпродуктивному взаимодействию
с окружающими
https://infourok.ru/treningovye-zanyatiya-kommunikativnaya-sfera-2-4-kl-4923893.html

№
1
2
3

Тема
Какой я?
Средства общения
Психологическое
пространство
Как устроено
общение
Начало общения.
Вступление в
контакт
Завершение
общения.Выход
из контакта
Мы умеем общаться

Дать детям представление о том как устроено общение, научить определять на примере
жизненных ситуаций и диалогов начало общения (вступление в контакт), собственно общение и
завершение общения (выход из контакта).
Познакомить детей с приемлемыми способами начать общение, с правилами знакомства,
расширять свой словарный запас, учить дифференцировать слова, используемые при
приветствии и обращении к взрослому человеку и сверстнику.
Познакомить детей с приемлемыми способами закончить общение, расширять свой словарный
запас, учить дифференцировать слова, используемые при
прощании с взрослым человеком и сверстником.
Обобщение полученных знаний, помочь детям понять важность и необходимость обращения
внимания на партнера по общению, учитывать и уважать мнение собеседника, соблюдать
удобную и приемлемую дистанцию для комфортного общения в разных ситуациях, учитывать
при общении свои и собеседника средства невербального общения, настроение.

Обращение с
просьбой

Развитие у детей навыков общения в таких непростых ситуациях, когда необходимо обратиться с
просьбой.

4

5
6

7
8

Основное содержание коррекционно-развивающей
работы
Развитие самосознания детей, их самовосприятия и чувства
уверенности. Развитие
навыков самопрезентации. Формирование основ рефлексивной позиции
Познакомить детей со средствами «невербального общения»: с мимикой, жестами, позой,
интонацией.
Познакомить детей с таким понятием как «психологическое пространство».

Кол-во
часов
1
2
1

1

1
1

2
1

9
10

Что помогает
общениюв ситуации
с просьбой
Взаимопонимани
е вситуации
просьбы
Вежливый отказ

11
12

13

Общение в
ситуации
вежливого
отказа
Извинение

Как работать вместе
слаженно?
15
Что мешает
договориться?
Учимся понимать друг
16
друга
14

Обучение детей средствам, способствующим ситуации просьбы, таким как установление
контакта, четкое изложение
просьбы,
интонация, использование вежливых
слов,
нерезкие жесты.
Обратить внимание детей на то, что в ситуациипросьбы другой человек
имеет право
на отказ, принятие ситуации отказа.

1
1

Развитие у детей навыков общения в таких непростых ситуациях, когда необходимо отказать
приемлемым способом, при этом не обидев собеседника, помочь
детям различить ситуации, которые, с точки зрения правил поведения, предполагают отказ.
Развитие навыков общения в ситуации вежливогоотказа, продолжение общения. Обратить
внимание детей на чувства партнера по общению в случаевежливого отказа.

1

Развитие у детей навыков общения в таких непростых ситуациях, когда необходимо извиниться.

1

Определение правил совместной работы, применение правил совместной работы на практике.
Рефлексия.
Продолжение изучения
правил совместной работы, помощь детям выделять
причины
помогающие и мешающие работать слаженно.
Обучение детей способности прислушиваться к словам
собеседника, определять
главный
смысл услышанного.
Всего часов

1

2

1

1
19

1 дополнительный класс (второй год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы,формированию учебной
мотивации
https://vk.com/wall-197934395_16933

№

Тема
Беседа о
настроении

1

Основное содержание коррекционно-развивающей
Кол-во
работы
часов
Формирование представления о внутреннем мире человека, его переживаниях, настроении,
эмоциях; продолжать учить распознавать настроение по внешним признакам; подведение к
пониманию связи переживаний человека с определенными обстоятельствами, воспитание
2
желания помочь, поддержать, посочувствовать,порадоваться за другого человека.

Волшебные слова

2
Цвет моего
настроения
3
Хорошее
настроение
4
5

6
7

8
9

10

Я могу успокоиться
Тайм-аут,
что это такое?
Я умею вовремя
остановиться
Говорим от
собственного
имени
Дружелюбные
требования
Помеха для
общения: обида
Помеха для
общения:
вспыльчивость
Помеха для
общения:
неприятие

11
Выбираем как себя
вести

Продолжать формировать осознание важности вежливой речи для общения; побуждение к
осмыслению нравственной стороны речевого обращения к окружающим, к осознанию, что
словом можно порадовать обидеть или человека; развитие умения и желания вежливо и
приветливо общаться со сверстниками и взрослыми.
Обратить внимание детей на то как эмоциональное состояние человека может соотносится с
природными явлениями и цветом; развитие умения чувствовать и понимать окружающих;
способствование осознанию ценности личности человека, его эмоций и переживаний; развитие
эмпатии.
Развитие умения создавать хорошее настроение при помощи речи, рисуночных методов;
расширение знаний о способах улучшить настроение; закрепление позитивного отношения к
своему «Я»; развитие чувства эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Дать детям представление о саморегуляции в критических
ситуациях, приемах,
позволяющих успокоиться, ввести понятие «тайм-аут».
Тренировка умения останавливаться, регулировать своеагрессивное поведение, то есть брать
тайм-аут, развитие коммуникативных навыков.
Обучение детей вербально выражать свои чувства, говорить о них в корректной форме, не
задев чувства
партнера по общению.
Обучение детей вербально выражать свои желания,говорить о них в корректной форме,
используя подходящие мимику, жесты, интонацию.
Обратить внимание детей на то, что некоторые чувства могут препятствовать
общению, учить применять полученные на предыдущих занятиях навыки для конструктивного
диалога с партнером по общению в ситуации, когда пришлось испытать чувство обиды по
отношению к нему.
Обратить внимание детей на то, что некоторые чувства могут препятствовать общению, что
сильное проявление негативных эмоций (гнева) могут принести вред самому человеку,
окружающим его людям и вещам; учить детей способам саморегуляции своего эмоционального
состояния.
Обратить внимание детей на то, что некоторые чувства могут препятствовать общению, учить
детей не фиксировать внимание на тех качествах партнера по общению, которые могут быть
неприятны, научить распознавать и выделять положительные качества и сильные стороны
партнера по общению, учить принимать другого человека не только основываясь на
его положительных качествах и сходстве с самим собой,но и на его отличии.
Обратить внимание детей на то, что в зависимости от ситуации выбранный способ поведения
может нести за собой последствия и отразится на общении с окружающими, учить выбирать

2

1

2
2

2
1

2
1

1

1

способ приемлемого поведения адекватно ситуации.

12

Всего часов

2
19

1 дополнительный класс (второй год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,коррекции недостатков
регулятивных процессов
https://vk.com/wall-59899136_21223

№

Тема

1

Назови предметы

2

Произнеси число
Магнитофон

3
Телеграфисты
4
Найди одинаковые
5
Цветная сказка
6
Расставь слова
7
Найди и повтори
8
9

Кто
наблюдательнее

Основное содержание коррекционно-развивающей
Кол-во
работы
часов
Формирование произвольности деятельности. Развитие концентрации переключения внимания.
Развитие двигательного контроля. Снижение импульсивности.
1
Развитие умения сознательно подчинять свои действия правилу. Развитие умения
ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения удерживать инструкцию и
1
точного ее выполнения.
Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль
в процессе выполнениязадания.
Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие
навыков составления программы. Развитие понимания и принятия инструкции, удержания правила
действий.
Развитие умения ориентироваться на заданную системутребований. Развитие умения
удерживать инструкцию и точного
ее
выполнения. Развитие
умения
самостоятельно выполнять задания по образцу.
Развитие навыков контроля двигательной активности.
Развитие умения сознательно подчинять свои действия
правилу.
Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в
процессе выполнения задания.
Развитие понимания и принятия инструкции, удержания правила действий. Формирование
умения действовать по правилам. Формирование умения удерживать правило выполнения
действий.
Формирование умения действовать по правилам.
Формирование умения удерживать правило выполнениядействий.

1
1

2
1

1
1
1

Сгруппируй буквы
10
Найди отличия
11
Отгадай слова
12
Диагностика
13

Развитие навыков составления программы. Развитие умения устанавливать последовательности.
Развитие навыков составления программы: составление плана
действий при помощи графических символов.
Формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Развитие умения
действовать по устной инструкции. Развитие двигательного контроля.
Снижение импульсивности.
Развитие произвольности
взаимодействия.

деятельности и

1

1

навыковсамоконтроля. Развитие межполушарного

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания,
памяти, изучение эмоционально-волевой сферы

Всего часов

2
4
18

2 класс (третий год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекциинедостатков когнитивных функций
№

Тема
Диагностика

1

2

3

4

5

Загадочные
фигуры
Найди и повтори

Попробуй повтори
Интересные
считалочки

Основное содержание коррекционно-развивающей работы
https://aleksandrovkaou.minobr63.ru/wpcontent/uploads/2021/06/cf09467dda8426051f44f90dae2a6a16.pdf
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания,
памяти, изучение эмоционально-волевой сферы

Кол-во
часов
4

Развитие
дифференцированности
зрительного восприятия. Выделение фигур из
сложного чертежа.Распознавание наложенных фигур.

1

Повышение объема внимания, развитие переключение внимания на материале упражнений:
графический диктант (двухцветный вариант) с аудиальной инструкцией, поиск ходов сложных
лабиринтов с опорой на план.

1

Развитие графомоторных функций и пространственной ориентировке: задания по типу
зеркального рисования,рисование двумя руками одновременно, копирование
сложных изображений по клеточкам.
Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду
букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление единицы к числам в начале и в
конце ряда. Например, (два – одиннадцать, три – двенадцать).

1

1

6

Слушай и
запоминай
Шифровальщики

7
Волшебные узоры
8
Загадочные слова
9
Такие разные слова
10

Развитие визуальной и аудиальной памяти (10 слов, 7 –10 предметов с учетом расположения).
Запоминание последовательности движений и их воспроизведение.
Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки, корректурная
проба (выделение двух знаков разными способами), распределение названий основных цветов,
написанных шрифтом другого цвета (Например, «зеленый» написан желтым цветом).
Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 9 кубиков, «Танграм» и
подобныезадания.
Развитие мышления (функция сравнения): сопоставление признаков понятий. Образное сравнение
понимание метафор.
Развитие мышления (функция классификации):классификация объектов по двум заданным
основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно найденным основаниям.
Всего часов

1

1
1
1

1
12

2 класс (третий год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности кпродуктивному взаимодействию с
окружающими
https://infourok.ru/treningovye-zanyatiya-kommunikativnaya-sfera-2-4-kl-4923893.html

№
1

2
3

Тема

Основное содержание коррекционно-развивающей
работы
Развитие интереса к самопознанию. Развитие основ рефлексии. Развитие навыков
эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Встреча друг с
другом
Начало
Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие умения анализировать
путешествия в страну отношения содноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей.
Общения
Развитие умения осознавать свои желания. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества.
Что взять с собой в
Формирование умения действовать согласовано.
путешествие?

4

Что я знаю о себе?

5

Как и почему
начинаются
ссоры

6

Сказка о
конфликте и
контакте

Развитие интереса к собственному Я. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере
общения.
Развитие умения осознавать причины своих ссор. Развитие экспрессивных способностей.
Формирование умения действовать согласовано.
Формирование представлений о содержании понятий «конфликт» и «контакт». Развитие
экспрессивныхспособностей. Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Кол-во
часов

1

1
2
1
1

2

7

Качества, важные
для общения
Какие мы в
общении?

8

9

10

11

Развитие осознанию собственных качеств, необходимых для эффективного взаимодействия.
Развитие экспрессивных способностей. Развитие навыков эффективного взаимодействия и
сотрудничества.
Развитие умения различать, как воспринимает себя сам обучающийся и как его воспринимают
другие. Развитие уобучающихся осознания, как к ним относятся родители и одноклассники.
Содействие развитию реалистичной самооценки и самовосприятия.

Я общительный
или замкнутый?

Развитие мотивации осмысления и развития своих коммуникативных способностей.
Формирование представлений об индивидуальных различиях в коммуникативных
способностей у разных людей.

Королевство
Разорванных
Связей

Формирование осознания ценности глубоких и содержательных контактов между людьми.
Развитиенавыков невербального взаимодействия.

Свои и чужие
Девчонки +
мальчишки = ...

12

Друзья и недруги
13

Формирование осознания ценности теплых эмоциональных отношений между людьми.
Формирование осознания различия в отношении к «своим» и «чужим». Формирование
толерантного отношения к окружающим людям. Способствование получению опыта
сотрудничества и конкуренции.
Формирование осознания особенности своего отношения к представителям противоположного
пола.
Формирование у девочек и мальчиков позитивных
установок по отношению друг к другу в ходе совместногопринятия группового решения.
Формирование осознания ценности дружеских отношений между людьми. Формирование
осознания, каквоспринимают друзей и недругов мальчики и девочки.
Развитие толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия
группового решения. Обобщение изученного материала.
Всего часов

1

2

1

1

2

2

2
19

2 класс (третий год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы,формированию учебной мотивации
https://vk.com/wall-197934395_16933

№
1

Основное содержание коррекционно-развивающей
работы
Люди отличаются друг Ознакомление с понятием «качества людей». Развитиемотивации познания своих качеств и
от друга своими
особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я».
качествами
Тема

Кол-во
часов

1

2

Хорошие качества
людей
Самое важное
хорошеекачество

3
Кто такой
сердечныйчеловек
4

5

6

Кто такой
доброжелательный
человек

Трудно ли быть
доброжелательным
человеком
Я доброжелательный

7
Я умею быть
доброжелательным
8
9

10

11
12

Я желаю добра
ребятамв классе

Я умею быть
ласковым
Очищаем свое
сердце
Какие качества нам
нравятся друг в
друге

Развитие осознания собственных положительных качеств Расширение словаря
положительных личностных качеств в характеристике человека.
Развитие осознания собственных положительных качеств. Формирование осознания значимости
положительных качеств в жизни человека. Формирование представлений о роли
положительных
личностных качеств в решении сложных социальных ситуаций.
Формирование представлений о качестве «сердечность». Развитие представления о связях между
различными качествами личности. Развитие умения оказывать
эмоциональную
поддержку
другому.
Формирование
представлений
о
качестве
«доброжелательность».
Развитие
умения дифференцировать свои личностные
качества и качества другого. Формирование представлений о роли доброжелательности в
разрешении конфликтных
ситуаций. Развитие позитивного самоотношения.
Моделирование опыта позитивного переживания сложных социальных ситуаций. Формирование
представления о развитии своих положительных качеств. Развитие представление о проявлениях
личностных качеств в ситуациях общения.

Развитие представлений о вербальных и невербальных проявлениях доброжелательности как
личностного качества. Развитие навыков оказания психологической
поддержки другому.
Формирование образа доброжелательного человека. Формирование представления о роли
доброжелательности при взаимодействии с другими. Развитие умения выделять признаки
доброжелательности в поведении и общении.
Развитие умения идентифицировать свои личностные качества и оценивать степень их
выраженности. Формирование представления о роли личностных качеств в составлении нашего
образа глазами другого.
Формирование представлений о ласковом человеке.Развитие адекватной самооценки.
Формирование представления о противоположных личностных качествах. Развитие навыков
саморегуляции.
Развитие умения дифференциации личностных качеств. Развитие умения опираться в суждениях
на собственное мнение. Развитие осознания своих предпочтений.

2

1

1

1

1

1

1
2

1

1
2

13

14

15

Какими качествами Формирование осознания стереотипов в восприятии других. Развитие понимания собственных
мыпохожи и чем
качеств, особенностей.
отличаемся
Мы отличаемся
Развитие умения свободно говорить о своих качествахи оценивать их.
друг от
друга своими
качествами
В каждом человеке есть Развитие понимания собственных качеств, особенностей. Формирование принятия себя. Развитие
темные и светлые позитивного самоотношения. Развитие умения выделять положительные стороны в сложных
качества
ситуациях
Всего часов

1

1

2

19

2 класс (третий год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,коррекции недостатков
регулятивных процессов
https://vk.com/wall-59899136_21223

№

Тема
Играем в
«Вордбол»

1
Составлениепредложений
2
Назови предмет
3
Сравни предметы
4
Срисуй фигуры
5
Сгруппируйфигуры
6

Основное содержание коррекционно-развивающей
Кол-во
работы
занятий
Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения
осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие умения оценить
1
правильность выполнения задания по результату
деятельности.
Развитие навыков составления программы: составление
программы действий на учебном материале. Развитиеумения простраивать деятельность в
умственном плане.
Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие
умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания.
Развитие навыков выполнения действий по инструкции взрослого и одноклассников.
Развитие навыков
составления
программы.
Развитие
умения
устанавливать
последовательности.
Развитие целенаправленной саморегуляции. Развитие крупной и мелкой моторики
моторики. Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие умения сознательно подчинять свои действия правилу. Развитие умения
ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения удерживать
инструкцию и точного ее выполнения. Развитие умения самостоятельно выполнять
задания по образцу.

2

1
1
1

2

Найди команду
7
Подбери пример и ответ
8
9
10

Продолжи ряд ответов
таблицы
Отгадай ребусы
Допиши
примеры
и ответы
Соедини пообразцу

11
12
13

Диагностика

Актуализация прямого и обратного рядов как подряд, так и избирательно с заданного
числа. Отработка
избирательной актуализации цифр числового ряда,тренировка зрительного
внимания.
Отработка следования программе, закрепление натурального ряда чисел, а также четного и
нечетного рядов, упражнение зрительно-моторной координации. Тренировка следования
заданной программе, тренировка зрительного внимания.
Расширение программы работы с цифровым рядом, введение пройденного в социальнозначимый контекст. Дополнение от целого в соответствии с программой, контроль
выполнения.
Пошаговое выполнение новой программы. Перенос
навыков действия в соответствии с программой.
Отработка программы с обратным рядом чисел и его контроля. Свертывание программы
работы с обратным рядом чисел. Тренировка зрительного внимания и зрительно-моторных
координаций.
Интериоризация программы обратного ряда. Тренировка способности к избирательной
актуализации ряда ипереключению.

1

1
1
1

1
1
4

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы

Всего часов

18

3 класс (четвертый год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекциинедостатков когнитивных функций
№

Тема
Занимательныефигуры

1
Послушай и нарисуй
2
Интересныесчиталочки
3

Основное содержание коррекционно-развивающей работы
https://aleksandrovkaou.minobr63.ru/wpcontent/uploads/2021/06/cf09467dda8426051f44f90dae2a6a16.pdf

Развитие целостности и константности зрительного восприятия. Узнавание объекта по
его части, дорисовывание объекта до целого. Распознавание
конфликтных изображений (задания по типу химер).
Развитие слухо-моторной координации. Графические
диктанты по клеточкам (изображение целостныхобъектов, например, заяц).
Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в
ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление и
вычитание заданного числа к числам в начале и в конце ряда. Например, три – восемь,
пять – девять).

Кол-во
часов

1
1

1

Зашифрованноепослание
4
Найди общее, заметьчастное
5
В поисках правильного
ответа
6
Занимательныекартинки
7
Послушай и запиши
правильно
8
9

Запоминай-ка

Как я запоминаю
Загадочное послание

10

11

Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки с
использованием букв и цифр, корректурная проба (выделение трех знаков
разными способами).
Развитие мышления (функции анализа и синтеза) на основе построения простейших
обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.
Упражнения с выделением существенных признаков, присущих данному понятию, из
второстепенных.
Развитие мышления (функции сравнения и абстрагирования). Упражнения на поиск
недостающейфигуры с нахождением 1 – 3 особенностей, лежащих в
основе выбора, поиск признака отличия одной группыфигур (или понятий) от другой.
Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 16 кубиков. Развитие
пространственной ориентировки: перекодирование плоскостных
изображений в объемные.
Развитие межанализаторных связей: воспроизведение ритма по зрительному образу
(тире/ точка), упражнения на выполнение графического диктанта при самостоятельном
прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой информации в
графический образ.
Развитие опосредованного запоминания методом пиктограммы. Формирование
ассоциативных связей для
запоминания информации
Формирование мнемотехнических приемов:
запоминание информации по ключевому признаку, поассоциативной связи.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков,
выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного
обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда
чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности.
Всего часов

1

1

1
1

1
2

1

1
12

3 класс (четвертый год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с
окружающими
https://infourok.ru/treningovye-zanyatiya-kommunikativnaya-sfera-2-4-kl-4923893.html

№

Тема

1

Знакомьтесь
общение!

часов
Развитие интереса к изучению своего внутреннего мира. Формирование осознания
важности развития коммуникативных навыков. Развитие рефлексивной позиции.

Кол-во
часов

1

Яэто интересно!
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

15

Что мы знаем об
общении?
Общение дело
общее
Как хорошо
уметь... слушать
Активное и
пассивноеслушание
Как важно уметьзадавать
вопросы
Практикумактивного
слушания
Поговорим без
слов
Практикум
неречевогообщения
Как важно уметьзадавать
вопросы
Моя речь
Берегите,
пожалуйста,речь!
А умеете ли выспорить?

Чемоданчик Мастера
Общения

Развитие навыков рефлексии. Формирование умения оказывать психологическую
поддержку. Формированиеосознания собственных достоинств, способностей и
достижений. Развитие способности к раскрытию своих способностей, достоинств и
достижений.
Развитие рефлексивной позиции в сфере общения.
Развитие экспрессивных способностей и навыков
эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Ознакомление с понятием «слушать» и «слышать».
Развитие умения слушать.
Формирование осознания различий понятий «слушать» и «слышать». Содействие
получению опыта общения вроли говорящих и слушающих.
Ознакомление с понятием «активное слушание». Формирование осознания
значимости активного слушания в общении. Развитие умения формулировать
вопросы для правильного понимания собеседника.
Развитие умения активного слушания. Развитие умениязадавать уточняющие вопросы в
процессе общения с собеседником. Развитие умения выражать поддержку и
понимание говорящему.
Ознакомление с неречевыми средствами общения.
Развитие умения общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда,
соблюдения дистанции.
Формирование осознания значимости активного слушания в общении. Развитие
умения формулировать
вопросы для правильного понимания собеседника.
Формирование осознания значимости грамотной речи для
правильного понимания друг друга в общении.
Развитие навыков эффективного речевоговзаимодействия.
Ознакомление с понятиями «спор» и «дискуссия». Развитие умения убеждать.
Развитие понимания роли
использования аргументов в споре.
Развитие умения убеждать. Развитие навыков эффективного речевого
взаимодействия. Развитиетворческих способностей. Обобщение изученного
материала.
Всего часов

3 класс (четвертый год обучения)

1
1
1
1
1
2

2
1
1
1
1
1
2

2
19

Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы,формированию учебной мотивации
https://vk.com/wall-197934395_16933

№

1

Тема
Королевство Внутреннего
мира

2

Что я знаю о себе?

3

Что я знаю о себе?Задай мне
вопрос

4

Я  это кто?
Мои ощущения

5
6

7

8

9

10

Мое
восприятиемира

Формирование осознания уникальности собственного восприятия окружающего
мира.

1

Что такое темперамент?

Формирование осознания индивидуальных различий между людьми. Ознакомление с
психологическими особенностями различных типов темперамента.

2

Типы темперамента

Формирование осознания уникальности и неповторимости каждого человека. Развитие
мотивации познания особенностей своего темперамента.

2

Разные люди разные типы
темперамента

Формирование осознания собственной уникальности и неповторимости через
обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента. Развитие
экспрессивных возможностей.

Разные люди  разные
характеры
Какой у меняхарактер?

Расширения словарного запаса для обозначения черт характера. Развитие умения
описывать черты характерадругих людей. Развитие произвольности поведения.

11
Какой характер удругих?
12

Основное содержание коррекционно-развивающей
Кол-во
работы
часов
Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование представления о
психической реальности. Формирование представления об основных составляющих Я-образа.
1
Развитие самоанализа и рефлексии.
Развитие рефлексивной позиции и ее анализа. Развитие потребности к самоанализу и
1
рефлексии.
Развитие представления о себе. Развитие умения анализировать представление о себе
1
других людей.
Формирование осознания собственной уникальности.Формирование представления о
себе в прошлом, настоящем и будущем. Развитие потребности к самоанализу и
1
рефлексии.
Формирование понимания роли ощущений в познании окружающего мира. Развитие
способности к дифференциации и идентификации различных видов ощущений.
2

Развитие
мотивации понимания черт собственного
характера. Формирование
осознания особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих
поступков.
Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера.
Развитие и поддержание позитивного самоотношения и при обогащении представлений о себе.

1

1

1

1

Мой характер:оценим
недостатки

Формирование осознания непривлекательных черт своего характера за счет получения
обратной связи от другого. Развитие рефлексивных способностей. Развитие способности
оценивать других.
Королевство моего Внутреннего Развитие интереса к самопознанию. Формирование
мира
осознания собственных психологических особенностей. Развитие способности к
рефлексии.
Всего часов

13
14

2
2
19

3 класс (четвертый год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,коррекции недостатков
регулятивных процессов
https://vk.com/wall-59899136_21223

№

Тема
Покажи ответы попорядку

1
Найди и покажиответы
2
Запиши ответы
3
Зашифруй числа
4
Расшифруй числа
5
Проверь и дополни
6

Основное содержание коррекционно-развивающей
работы
Отработка поэлементного выполнения программы, вынесенной вовне. Отработка
следования заданнойпрограмме, тренировка зрительно-моторных координаций.
Отработка совместных действий по внешне представленной программе, тренировка
зрительномоторной
координации.
Отработка
интериоризации
программы
ориентирования в прямом ряду в таблице сослучайным расположением чисел.
Постепенная интериоризация программы следования по маршруту, тренировка
зрительно-моторных координаций и произвольного внимания. Тренировка работы по
программе, упражнения зрительно-моторных координаций, тренировка произвольного
внимания,избирательности, переключения, контроля.
Тренировка в составлении программы, работа по программе с учетом двух признаков
(номер по порядку и цвет). Отработка действия по программе в усложненных
ситуациях, упражнения на ориентацию в пространстве.
Отработка навыка абстрагирования количества, закрепление соответствия числа и
цифры, закрепление представления о числовом ряде, тренировка произвольного
внимания. Отработка навыка абстрагирования количества, тренировка графических
навыков и навыков переключения.
Отработка навыков следования программе, заданной вербально и самостоятельного
действия по программе, заданной образцом. Тренировка избирательности действия,
тренировка работоспособности

Кол-во
заняти
й

2
1

1

1

1
1

7

Сосчитай по порядку и
расшифруй слово
Соедини по порядку

8
Заполни таблицу ответов в
обратномпорядке
9
10

Найди в таблице ответ и
обведи его
Заполни пропуски

11
12
13
7
8

Расшифруй слово
Математический
кроссворд
Сосчитай по порядку
и расшифруй слово
Диагностика

Тренировка произвольного внимания. Развитие умения
устанавливать последовательности.
Отработка действия по простой наглядной программе, вынесенной вовне упражнение
зрительно-моторной координации. Отработка переключаемости и возможности
длительного удержания внимания.
Работа со зрительно-пространственными конфигурациями графических объектов.
Тренировка способности следования программе на сложном материале. Развитие
целостности зрительно-пространственного восприятия.
Отработка возможностей одномоментно схватывать зрительно-пространственные
конфигурации (т.е. свертывать их в целостную структуру) и оперировать ими во
внутреннем плане.
Тренировка способности следования программе на
сложном материале, целостности зрительно-пространственного восприятия.
Отработка действий по наглядной, но сложной для
восприятия программе.
Контроль за умением действовать по наглядной программе. Тренировка длительного
удержания внимания и переключения, отработка зрительномоторных координаций.
Тренировка произвольного внимания. Развитие умения
устанавливать последовательности.

1

1
1

1
1
1
1
1

Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы
Всего часов

4
18

4 класс (пятый год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекциинедостатков когнитивных функций
№

Тема

1

Запомни и повтори

2

Как я запоминаю

3
4

Занимательныетаблицы
Составь таблицу

Основное содержание коррекционно-развивающей работы
https://aleksandrovkaou.minobr63.ru/wpcontent/uploads/2021/06/cf09467dda8426051f44f90dae2a6a16.pdf

Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных связей для
запоминания информации.
Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому
признаку, по ассоциативной связи.
Умение перекодировать текстовую информацию в
формат таблицы. Логический анализ текстовойинформации.
Умение работать с информацией в формате таблицы, умение чтения табличных данных,
умение преобразовывать табличные данные в текстовую или схематическую форму.

Кол-во
часов

1
1
1
1

Умение заполнять таблицы.
Угадай, чей признак
5
6

Игры со словами

7

Найди главное

8

Найди общее, найди различия
Играем в сыщиков

9
Решаем необычныезадачи
10

Формирование логического действия анализа и синтеза: выделение существенных
признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта по заданным признакам.
Формирование логического действия классификации:
группировка объектов, называние групп объектов, определения
группировки.
Формирование логического действия сравнения:
сравнение понятий по существенным признакам.
Формирование логического действия абстрагирования:
умение отвлечься от второстепенных признаков.

признака

для

Формирование логического действия обобщения: умение делать выводы на основе
анализа информации, понимание скрытого смысла текста, пословиц и
поговорок.
Формирование логического действия обобщения: упражнения на поиск
закономерности, решение логических задач, требующих построения цепочки
логических рассуждений.
Всего часов

1
1
1
1

2

2
12

4 класс (пятый год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности кпродуктивному взаимодействию с
окружающими
Основное содержание коррекционно-развивающей работы
Кол-во
№
Тема
https://infourok.ru/treningovye-zanyatiya-kommunikativnaya-sfera-2-4-kl-4923893.html
часов

Я в море людей
1
2

Коротко да ясно,
оттого и прекрасно

3

Имя мое...

4
5

Моя семья
Мои эмоции иобщение

Развитие мотивации сотрудничества в ситуации
совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и
сотрудничества в команде.
Развитие умения обобщать информацию и точно ее
передавать. Содействие сплочению группы.
Формирование осознания уникальности и глубины своей личности.
Актуализация понимания ценности семейных отношений.Развитие осознания своих
чувств по отношению к различным членам семьи.
Развитие понимания роли негативных эмоций в общении. Развитие способности к
пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам. Развитие умения
выражать свои эмоции с помощью неречевых средств.

1
1
1
1
2

6

Что такоеконфликт
Выиграть
проиграть?

7
Сказка о понимании

8

9

10

Могу и хочу

Когда приходит
понимание?
По дороге сказок

11
12
13
14

Комфорт иобщение
Встреча сМастером
Общения
До свидания,
Азбука общения!

Формирование осознания конфликта в общении и его последствий. Развитие
представлений о различных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

2

Ознакомление с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов. Развитие
осознания причин возникающих конфликтов. Развитие умения находить различные
способы разрешения конфликта. Развитие умения учитывать мнения разных людей и
работать в команде.
Развитие умения устанавливать контакт в различных ситуациях общения. Развитие
представлений о том, что помогает людям понимать друг друга. Развитие умения
анализировать причины своего поведения и осознания их тесной связи с умением
понимать причины поведения других людей. Развитие осознания различных аспектов Яобраза.

1

2

Развитие мотивации дальнейшего развития развитие
качеств, важных для общения. Развитие понимания значимости позитивной
установки для комфортного общения.

1

Формирование осознания значимости внимательного отношения к другому человеку.
1
Развитие к пониманию внутреннего мира другого человека.
Развитие способности к самопознанию через идентификацию со сказочными
персонажами. Развитие навыковвзаимодействия в команде.
1
Актуализация правил комфортного общения. Развитие навыков сотрудничества.
2
Развитие творческих способностей.
Формирование осознания полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для
решения новых коммуникативных задач. Актуализация правил
1
комфортного общения.
Развитие интереса к самопознанию и саморазвитию.
2
Обобщение изученного материала.
Всего часов
19

4 класс (пятый год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы,формированию учебной мотивации
№
1

2

Тема
Кто Я
Какой Я – большой или
маленький

Основное содержание коррекционно-развивающей работы
https://vk.com/wall-197934395_16933

Формирование позитивного самоотношения. Развитие
мотивации познания собственных особенностей.
Формирование осознания обучающимися происходящих в них перемен. Формирование
осознания своей уникальности и неповторимости. Развитие адекватной самооценки.

Кол-во
часов

1

2

3

Я глазами других

4

Мои способности

5

Я могу, Я умею

6
7
8
9
10

11

Я развиваю своиспособности
Мои достижения
Мой выбор, мойпуть
Мой
внутренний мир
Уникальность
моего внутреннего
мира
Кого я могу впустить в свой
внутренний мир
Я расту – яизменяюсь

12
Образ моего «Я»
13

Развитие рефлексивной позиции. Формирование
понимания роли индивидуальных особенностей вовзаимодействии с другими.
Ознакомление с понятием «способности», исследованиесвоих
способностей
возможностей. Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
Развитие навыков анализа своих стремлений и возможностей, их сопоставления. Развитие
навыков оценки своих способностей и возможностей. Развитие навыков рефлексии.

1

1
2

Развитие мотивации саморазвития. Развитие навыков оценки своих способностей и
возможностей.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие навыков оценки своих способностей и
возможностей. Формирование адекватной самооценки.
Развитие
умения
планировать
цели
и пути
самоизменения. Развитие умения принимать на себяответственность.
Формирование
осознания своей уникальности инеповторимости. Развитие
идентификации идифференциации своих индивидуальных особенностей.
Развитие представлений о своих интересах, ценностях, способностях. Формирование
способности
идентифицировать индивидуальные особенности другого.
Развитие навыков анализа качеств другого человека по невербальным и вербальным
признакам, поступкам. Развитие навыков самоанализа и умения рассказывать о себе.
Развитие воображения.

1

Развитие умения планировать цели и пути самоизменения. Формирование умения
идентификации собственных внутренних и внешних изменений. Формирование
позитивного образа будущего.

2

Развитие умения планировать цели и пути самоизменения. Актуализация образа
желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Всего часов

1
1
2
1
2

2
19

4 класс (пятый год обучения)
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,коррекции недостатков
регулятивных процессов
Основное содержание коррекционно-развивающей работы
Кол-во
№
Тема
https://vk.com/wall-59899136_21223
часов

Продолжи дорожку
1

Интериоризация программы работы с обратным рядом
чисел, отработка переключения с программы на программу.

1

2

3

Продолжи ряд
Соедини пример и
ответ
Найди ответы в прямом и
обратномпорядке

4
5

6

7

8
9
10
11
12
13
14

Обведи и прочти
число единиц вкаждом
ответе
Покажи ответы вобратном
порядке
Обведи ответы в
таблицах по той же
программе
Вставь
недостающиечисла
Расставь знаки
Расшифруй
пословицу
Дополни таблицу
Найди лишнее
число
Запиши цифрами
считалку
Диагностика

Интериоризация программы работы обратного ряда
чисел, самостоятельное построение программы.
Интериоризация программ работы с прямым и обратным рядами чисел. Тренировка
длительности удержания внимания. Закрепление работы с обратным рядом по
усвоенной (интериоризированной) программе.
Интериоризация избирательных программ обратного ряда чисел. Отработка
переключения с программы на программу. Тренировка произвольного внимания, его
распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций.
Перенос принципа параллельного поиска. Тренировка в четком удержании программы, в
дифференциации
близких программ.
Закрепление работы по программе с параллельными рядами чисел. Тренировка
переключения зрительного
внимания.
Отработка в речевом плане программы действий с
параллельными рядами. Тренировка переключения вперцептивно сложном
задании.
Проверка возможности построения программы с
параллельными рядами чисел по аналогии с предыдущими
Закрепление действия по программе «параллельные
ряды». Тренировка зрительно-моторных функций.
Закрепление действия по программе «параллельные ряды», выбор и проговаривание
программы.
Перенос программы, действие по интериоризированной программе «параллельные
ряды».
Тренировка навыка анализа новой программы, тренировка контроля своих действий к
нагляднойпрограмме.
Контроль усвоения действия по интериоризированной программе счетного ряда.
Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы

Всего часов

2

1

1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
4
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».