РП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Логопедические занятия» для обучающихся 1 - 4 классов с задержкой психического развития 7.2.

Приложение №1 к АООП НОО
утверждено приказом по МОУ Лицей
№ 38-У от 30.08.2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образованием Качканарского городского округа
МОУ Лицей

Рабочая программа
коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные). Логопедические
занятия»
для обучающихся 1 - 4 классов
с задержкой психического развития 7.2.

Составила: учитель – логопед
Пестышева В. Е.

г. Качканар

Оглавление
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
логопедические занятия» по годам обучения ...................................................... 7
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Коррекционноразвивающие логопедические занятия» на уровне начального общего
образования ............................................................................................................ 14
Учебно - тематическое планирование коррекционного курса «Коррекционноразвивающие логопедические занятия» ............................................................. 17

2

Пояснительная записка
Коррекционный
(логопедические

курс

и

«Коррекционно-развивающие

психокоррекционные).

Логопедические

занятия
занятия»

адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО)

и

с

учѐтом

общеобразовательной

Федеральной

программы

адаптированной

начального

общего

основной
образования

обучающихся с задержкой психического развития (далее – ФАООП НОО
обучающихся с ЗПР).
Логопедическая

работа с обучающимися

с ЗПР нацелена на

удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в
указанных документах. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие
занятия: логопедические» является обязательной частью коррекционноразвивающей

области

обеспечивается

логопедическим

преодоление и/или
классов,

ФАООП

НОО

обучающихся

сопровождением

с

и

ЗПР.

направлен

Курс
на

ослабление речевых нарушений у обучающихся 1–4

получающих

образование

в

соответствии

с

АООП

НОО

обучающихся с ЗПР.
Коррекционный
(логопедические

и

курс

«Коррекционно-развивающие

психокоррекционные).

Логопедические

занятия
занятия»

выстраивается с опорой на имеющиеся диагностические материалы и
методические разработки известных авторов. В области логопедии таковыми
являются работы Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.А.
Ишимовой, О.И. Азовой и др. В области психокоррекции в основу были
взяты

разработки

Н.В.

Бабкиной

непосредственно обучающимся с ЗПР.

3

и

Р.Д.

Тригер,

адресованные

Цель и задачи курса
Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон устной речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), связной речи, профилактики и коррекции нарушений
письменной речи. Целевой ориентир коррекционного курса предполагает
развитие не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной
(жизненной компетенции) у обучающихся с ЗПР.
Задачи курса:
 коррекция и развитие звукопроизношения обучающихся (постановка,
автоматизация, дифференциация звуков речи);
 восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов;
 пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного
словаря;
 коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи
(синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и
словообразования);


формирование

и

развитие

связной

речи,

диалогической

и

монологической формы речи;
 формирование и развитие коммуникативной функции речи;
 профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
 развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных
представлений;
 расширение представлений об окружающей действительности;


обогащение

речевого

опыта,

способствующего

развитию

познавательных процессов обучающихся с ЗПР.
Курс

«Коррекционно-развивающие

занятия

(логопедические

и

психокоррекционные). Логопедические занятия» реализуется на протяжении
всего уровня начального образования и позволяет последовательно и
4

постепенно преодолевать/минимизировать речевые нарушения обучающихся
с ЗПР, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении,
развивать

коммуникативные

навыки

и

формировать

необходимую

компетентность.
Особенности построения курса
Особенностями

построения

курса

«Коррекционно-развивающие

занятия (логопедические и психокоррекционные). Логопедические занятия»
является индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их
индивидуальных

особенностей

и

возможностей

(в

соответствии

с

рекомендациями ПМПК и ППк).
Коррекционный
(логопедические

и

курс

«Коррекционно-развивающие

психокоррекционные).

Логопедические

занятия
занятия»

способствует преодолению речевых нарушений у младших школьников,
развитию познавательной деятельности и произвольной речевой регуляции
обучающихся с ЗПР.
Модульное построение программы курса «Коррекционно-развивающие
логопедические занятия» позволяет осуществлять дифференцированный
подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых
возможностей обучающихся с ЗПР на уровне начального обучения.
Коррекционный

курс

«Коррекционно-развивающие

занятия

(логопедические и психокоррекционные). Логопедические занятия» для
обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования включает
следующие модули:
 «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»;
 «Развитие лексико-грамматической стороны речи»;
«Формирование

связной

речи.

5

Основы

коммуникации».

Место курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Логопедические занятия» в учебном плане
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие логопедические
занятия» является частью программы коррекционной работы и обязательным
для изучения. В соответствии с учебным планом АООП НОО МОУ Лицей
№6 обучающихся с ЗПР на изучение курса отводится 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов для обучающихся 1х классов и на 68 часов для обучающихся 2–4 классов (2 часа занятий в
неделю, 33–34 учебных недели в год).

6

Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
занятия (логопедические и психокоррекционные). Логопедические
занятия» по годам обучения
1 КЛАСС (первый год обучения на уровне начального общего
образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение
звуков по артикуляционным и акустическим характеристикам разных.
Уточнение

артикуляционных

укладов

гласных

и

согласных

звуков.

Коррекция и развитие звукопроизношения. Определение места звука в слогах
и словах. Определение количества, последовательности звуков в слове.
Закрепление и различение образа печатных и письменных букв. Развитие
зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных
картинок. Развитие пространственно-временных представлений. Сравнение и
различение согласных звуков: сонорных и шумных, звонких и глухих,
твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых.
Условнографические обозначения звуков, составление схемы слога и слова.
Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры
слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным
количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС).
Графические схемы прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги.
Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов.
Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы.
Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая роль.
Составление графических схем слогового состава слова с выделением места
ударного и безударного слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Правописание
гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу, ча,чу, жи, ши. Формирование и
развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок.
7

Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета
(слова-предметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия).
Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих
признаки. Активизация и обогащение словаря по лексическим темам. Работа
с

синонимами

и

антонимами.

Отработка

форм

множественного

и

единственного числа существительных. Образование новых слов различными
способами по образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с
помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным
значением, образование названий детенышей птиц, животных, образование
слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок образование
глаголов совершенного вида). Формирование и развитие навыков письма и
чтения, профилактика специфических ошибок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Различение слова и предложения. Составление предложений с
использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (с
опорой на образец и картинки). Работа с деформированным предложением и
текстом. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием
формул речевого этикета. Составление коротких описательных рассказов на
заданную

тему

с

опорой

на

образец.

Составление

коротких

повествовательных текстов с опорой на сюжетные картинки, по опорным
словам. Списывание предложений и короткого текста. Формирование и
развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (второй год обучения на уровне
начального общего образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и
согласных звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных
звуков. Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг
на друга). Отработка заглавных букв. Опознание правильно и зеркально
8

изображенных печатных и рукописных букв. Развитие зрительного внимания
и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие
пространственно-временных

представлений.

Дифференциация

похожих

гласных букв: А-О, О-У, И-У. Дифференциация похожих гласных и
согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я. Звуковой и
слоговой анализ слова. Профилактика фонематических, оптических и
кинетических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на
графические схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции
ударного слога. Многозначные слова. Слова близкие и противоположные по
значению. Отработка навыков согласования имени существительного и
имени

прилагательного,

составления

словосочетаний.

Профилактика

аграмматизма на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение
интонационных

характеристик разных

восклицательных).

Составление

предложений

распространенных

(вопросительных,
предложений

по

вопросам педагога. Развитие диалогической речи (моделирование диалогов
на заданную тему с использованием вежливых слов). Составление
рассказаописания с опорой на план. Чтение и пересказ коротких
текстов/рассказов, содержащих диалоги персонажей.
2 КЛАСС (третий год обучения на уровне начального общего
образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и
опознании

букв,

соответствующих

гласным

и

согласным

звукам.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Уточнение представлений о
слогообразующей

функции

гласных

звуков.

Уточнение

акустико-

артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков, дифференциация
9

согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных. Отработка и
закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав
слогов. Формирование навыка слогового деления слова, определение
количества звуков и слогов на слух. Придумывание слов на заданный слог.
Конструирование слов из предложенных слогов. Составление графических
схем. Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные),
слово-признак, слово-действие. Слово и его значение. Работа со словами
паронимами. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова.
Подбор однокоренных (родственных) слов. Обогащение словаря синонимами
и антонимами. Образование существительных при помощи уменьшительноласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-), суффикса -ницсо
значением вместилища, суффиксов (-тель-, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, ник) для образования названий профессий, названий детенышей животных и
птиц. Работа со словарными словами. Образование притяжательных
прилагательных в мужском, женском и среднем родах. Образование
качественных прилагательных с суффиксами: -н-, -лив- в мужском, женском
и среднем родах. Образование относительных прилагательных с суффиксами
-ов-/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью приставок
(в-, вы-, при-, от-, у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-).
Употребление и написание глаголов с частицей НЕ. Местоимение.
Согласование слов в числе и роде, составление словосочетаний с
использованием алгоритма, карточек-подсказок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной
форме.

Составление

Выделение

главных

распространенных
членов

предложений

предложения

по

по

вопросам.

вопросам.
Развитие

диалогической и монологической речи. Работа с разными текстами
(повествование, описание, рассуждение). Определение главной мысли текста,
10

озаглавливание. Определение количества слов в предложении; количества
предложений в тексте. Конструирование предложений с однородными
членами. Составление описательных и повествовательных рассказов по
опорным словам и план. Составление рассказа по предложенному началу.
Чтение и определение последовательности частей текста. Работа над
пониманием прочитанного текста. Работа с деформированным текстом:
нахождение лишних частей текста, составление связного текста.
3 КЛАСС (четвертый год обучения на уровне начального общего
образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка

четкого

произношения.

Уточнение

характеристик

смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому
сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и
звонкими согласными в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в
корне (способы проверки). Работа со словарными словами. Число и род имен
существительных. Отработка предложно-падежных конструкций, склонение
имени существительного и имени прилагательного. Личные местоимения.
Согласование глагола с именем существительным в числе, в роде, изменение
глаголов по времени.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с
деформированным предложением. Работа с текстом. Определение границ и
количества предложений в тексте, количества слов в предложении. Работа на
уровне предложения: составление/завершение предложений, дописывание
подходящих слов (с использованием опорных слов), исключение лишних
слов, редактирование и распространение предложений, нахождение главных
членов предложения. Работа на уровне текста: озаглавливание, составление
11

плана, нахождение лишних предложений в тексте, сочинение продолжения
текста.
4 КЛАСС (пятый год обучения на уровне начального общего
образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка

четкого

произношения.

Уточнение

характеристик

смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому
сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление
синонимов,

антонимов,

Отработка

навыков

существительных
Отработка

омонимов.

Работа

словоизменения,

в форме единственного

падежных

форм

со

словарными

практическое
и

словами.

употребление

множественного

существительных.

числа.

Дифференциация

именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
Употребление несклоняемых имен существительных. Закрепление знаний о
корне, приставке, суффиксе и окончании слова. Тренировка в языковом
анализе. Уточнение лексического и грамматического значения слова.
Дифференциация однокоренных и родственных слов. Образование и
правописание сложных слов с соединительными гласными О-Е. Развитие
навыков приставочного словообразования. Практическое употребление слов
с приставками пространственного значения, временного значения и
многозначных приставок. Различение предлогов и приставок. Согласование
существительных с прилагательными (род, число). Соотнесение предмета и
признака в различных предложно-падежных конструкциях. Отработка
распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и временам, глаголов
прошедшего времени в единственном числе по родам. Согласование глагола
с именем существительным в числе, в роде, изменение глаголов по времени.
Согласование числительных с существительными в роде и падеже.
12

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов –
синонимов,

глаголов

–

антонимов.

Употребление

и

правописание

числительных. Определение числа и рода местоимения. Упражнение в
использовании и склонении личных местоимений с предлогами и без.
Преодоление/минимизация аграмматизма в устной речи и на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных
предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему).
Конструирование предложений с однородными членами с союзами и, а, но (с
опорой на образец и схему). Установление в сложных предложениях
причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: словосочетание
— предложение — текст. Согласование слов в предложении, выделение
границ предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать
предложения, пересказывать и составлять текст различного типа с
использованием

вежливых

слов

приветствия,

прощания,

просьбы,

благодарности, используемых при извинении или отказе. Выделение в тексте
основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста. Составление
плана

текста.

текстаописания,

Различение

особенностей

текста-рассуждения,

смешанного

текста-повествования,
текста.

Письменное

изложение короткого текста по плану. Написание мини сочинения по
картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной
подготовкой (с помощью педагога).

13

Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Логопедические занятия» на уровне начального
общего образования

Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
 самостоятельно направлять внимание на звуковую сторону речи;
 иметь представления о правильных артикуляционных укладах
нарушенных звуков;
 различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом
потоке;
 дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и
безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки);
 распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить
со звуками;
 обозначать мягкость согласных на письме;
 составлять графические схемы слов;
 выделять ударный и безударный слоги;
 уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех
ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения;
 определять количество и последовательность звуков в слове;
 различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками;
 правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
или минимизируя их (в рамках изученного программного материала
начальных классов).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
 выделять и различать части слова: основа, корень, приставка,
суффикс, окончание;
14

 образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и
приставок (по образцу);
 конструировать словосочетания и предложения из предложенных
слов;


различать

грамматически

правильные

и

неправильные

словосочетания;
 уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании;
 оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать
изученные части речи;
 соблюдать на письме изученные орфографические правила,
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или
минимизируя их (в рамках изученного программного материала 1-4 классов).
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
 участвовать в простых диалогах;
 обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу;
 выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.;
 соотносить предложение с графической схемой;
 конструировать простые и сложные предложения с однородными
членами, с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему);
 устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные
связи;
 дифференцировать понятия: словосочетание — предложение —
текст;
 согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения
на письме;
 определять главную мысль текста;
 озаглавливать текст;

15

 пересказывать и составлять текст различного типа с использованием
вежливых

слов

приветствия,

прощания,

просьбы,

благодарности,

используемых при извинении или отказе;
 устанавливать связь между частями текста;
 составлять план текста;
 различать особенности текста-повествования, текста-описания,
текста-рассуждения, смешанного текста;
 писать изложение короткого текста по плану;
 составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на
заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога).

16

Учебно - тематическое планирование коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Логопедические занятия»
1 класс
№

Кол-во часов Тема

1-4

4

Диагностика.

Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (27 часов)
5-6

2

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

7

1

Образование и различение звуков по артикуляционным и
акустическим характеристикам.

8

1

Уточнение артикуляционных укладов гласных и согласных
звуков.

9-10

2

Коррекция и развитие звукопроизношения.

11

1

Определение места звука в слогах и словах.

12

1

Определение количества, последовательности звуков в слове.

13

1

Закрепление и различение образа печатных и письменных букв.

14-15

2

Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв
и предметных картинок.

16

1

Развитие пространственно-временных представлений.

17-18

2

Сравнение и различение согласных звуков: сонорных и шумных,
звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих,
взрывных и щелевых.

19

1

Условно-графические обозначения звуков, составление схемы
слога и слова.

20

1

Слогообразующая роль гласного звука.

21

1

Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на
гласные звуки.

22

1

Сравнение слов с разным количеством слогов.

23

1

Слоги прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС).

24

1

Графические схемы прямых и обратных слогов.

25

1

Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов.

26

1

Составление слов из прямых и обратных слогов.

27

1

Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой
17

таблицы.
28

1

Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая
роль.

29

1

Составление графических схем слогового состава слова с
выделением места ударного и безударного слогов (Х-х; х-Х; Хх-х; х-х-Х).

30

1

Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу, ча,чу,
жи, ши.

31

1

Формирование

и

развитие

навыков

письма

и

чтения,

профилактика специфических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (14 часов)
32-33

2

Выделение слова из речевого потока.

34-35

2

Соотнесение слова и предмета (слова-предметы).

36-37

2

Соотнесение слова и названия действия (слова-действия).

38-39

2

Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов,
обозначающих признаки.

40

1

Активизация и обогащение словаря по лексическим темам.

41

1

Антонимы, синонимы.

42

1

Отработка форм множественного и единственного числа
существительных.

43-44

2

Образование новых слов различными способами по образцу, по
словесной инструкции, с опорой на

картинки (с помощью

суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным
значением, образование названий детенышей птиц, животных,
образование слов-признаков от слов-предметов; с помощью
приставок образование глаголов совершенного вида).
45

1

Формирование

и

развитие

навыков

письма

и

чтения,

профилактика специфических ошибок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (17 часов)
46-47

2

Различение слова и предложения.

48-49

2

Составление

предложений

с

использованием

слов,

обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на
образец и картинки).
50-51

2

Работа с деформированным предложением и текстом.
18

52-53

2

Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием
формул речевого этикета.

54-56

3

Составление коротких описательных рассказов на заданную
тему с опорой на образец.

57-59

3

Составление коротких повествовательных текстов с опорой на
сюжетные картинки, по опорным словам.

60-61

2

Списывание предложений и короткого текста.

62

1

Формирование

и

развитие

навыков

письма

и

чтения,

профилактика специфических ошибок.
63-66

4

Диагностика.

1 дополнительный класс
№

Кол-во часов Тема

1-4

4

Диагностика.

Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (16 часов)
5-8

4

Коррекция и развитие звукопроизношения.

9-10

2

Дифференциация гласных и согласных звуков, различение
звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков.

11

1

Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных
друг на друга).

12

1

Отработка заглавных букв.

13

1

Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и
рукописных букв.

14

1

Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв
и предметных картинок.

15

1

Развитие пространственно-временных представлений.

16

1

Дифференциация похожих гласных букв: А-О, О-У, И-У.

17

1

Дифференциация похожих гласных и согласных букв: И-Ш, ИЦ, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я.

18-19

2

Звуковой и слоговой анализ слова.

20

1

Профилактика фонематических, оптических и кинетических
ошибок.

Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (11 часов)
21-22

2

Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой
19

на графические схемы.
23-24

2

Уточнение значений слов при изменении позиции ударного
слога.

25-26

2

Многозначные слова.

27-28

2

Слова близкие и противоположные по значению.

29-31

3

Отработка навыков согласования имени существительного и
имени прилагательного, составления словосочетаний.
Профилактика аграмматизма на письме.

Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (31 час)
32-36

5

Составление, запись и прочтение коротких предложений.

37-38

2

Различение интонационных характеристик разных предложений
(вопросительных, восклицательных).

39-41

3

Составление распространенных предложений по вопросам
педагога.

42-47

6

Развитие диалогической речи (моделирование диалогов на
заданную тему с использованием вежливых слов).

48-53

6

Составление рассказа-описания с опорой на план.

54-62

9

Чтение и пересказ коротких текстов/рассказов, содержащих
диалоги персонажей.

63-66

4

Диагностика.

2 класс
№

Кол-во часов Тема

1-4

4
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (14 часов)

5-6

2

Отработка и развитие произношения.

7-8

2

Упражнение в различении и опознании букв, соответствующих
гласным и согласным звукам.

9

1

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

10

1

Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных
звуков.

11

1

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик твердых и
мягких звуков, дифференциация согласных.

12

1

Обозначение на письме мягких и твердых согласных.
20

13

1

Отработка и закрепление умений делить слова на слоги,
определять звуковой состав слогов.

14

1

Формирование навыка слогового деления слова, определение
количества звуков и слогов на слух.

15

1

Придумывание слов на заданный слог.

16

1

Конструирование слов из предложенных слогов.

17

1

Составление графических схем.

18

1

Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения.

Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (21 час)
19-21

3

Различение

слов:

слово-предмет

(одушевленные

–

неодушевленные), слово-признак, слово-действие.
22

1

Слово и его значение.

23

1

Работа со словами паронимами.

24

1

Прямое и переносное значение слова.

25

1

Многозначные слова.

26

1

Подбор однокоренных (родственных) слов.

27

1

Обогащение словаря синонимами и антонимами.

28-29

2

Образование существительных при помощи уменьшительноласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-),
суффикса –ниц со значением вместилища, суффиксов (-тель-, чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, - ник) для образования названий
профессий, названий детенышей животных и птиц.

30-31

2

Работа со словарными словами.

32

1

Образование притяжательных прилагательных в мужском,
женском и среднем родах.

33

1

Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, лив- в мужском, женском и среднем родах.

34

1

Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-.

35-36

2

Образование глаголов с помощью приставок (в-, вы-, при-, от-,
у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-).

37

1

Употребление и написание глаголов с частицей НЕ.

38

1

Местоимение.

39

1

Согласование слов в числе и роде, составление словосочетаний с
21

использованием алгоритма, карточек-подсказок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (25 часов)
40-41

2

Составление предложений из предложенных слов, данных в
начальной форме.

42-43

2

Составление распространенных предложений по вопросам.

44-45

2

Выделение главных членов предложения по вопросам.

46-47

2

Развитие диалогической и монологической речи.

48-49

2

Работа

с

разными

текстами

(повествование,

описание,

рассуждение).
50-51

2

Определение главной мысли текста, озаглавливание.

52-53

2

Определение количества слов в предложении; количества
предложений в тексте.

54-55

2

Конструирование предложений с однородными членами.

56-57

2

Составление описательных и повествовательных рассказов по
опорным словам и план.

58-59

2

Составление рассказа по предложенному началу.

60-61

2

Чтение и определение последовательности частей текста. Работа
над

пониманием

прочитанного

текста.

Работа

с

деформированным текстом: нахождение лишних частей текста,
составление связного текста.
62-63

2

Работа над пониманием прочитанного текста.

64

1

Работа с деформированным текстом: нахождение лишних частей
текста, составление связного текста.

65-68

4

Диагностика.

3 класс
№

Кол-во часов Тема

1-4

4

Диагностика.

Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (10 часов)
5-8

4

Отработка четкого произношения.

9-10

2

Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв
(по оптическому и кинетическому сходству).

11-14

4

Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
22

и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (28 часов)
15-18

4

Различение приставок и предлогов.

19-21

3

Отработка слов с глухими и звонкими согласными в корне.

22-24

3

Слова с непроизносимым согласным звуком в корне (способы
проверки).

25-28

4

Работа со словарными словами.

29-32

4

Число и род имен существительных.

33-35

3

Отработка предложно-падежных конструкций, склонение имени
существительного и имени прилагательного.

36-37

2

Личные местоимения.

38-42

5

Согласование глагола с именем существительным в числе, в
роде, изменение глаголов по времени.

Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (22 часа)
43-44

2

Работа с условно-графическими схемами предложений.

45-47

3

Работа с деформированным предложением.

48-51

4

Работа с текстом.

52-54

3

Определение границ и количества предложений в тексте,
количества слов в предложении.

55-59

5

Работа

на

уровне

предложения:

составление/завершение

предложений, дописывание подходящих слов (с использованием
опорных слов), исключение лишних слов, редактирование и
распространение предложений, нахождение главных членов
предложения.
60-64

5

Работа на уровне текста: озаглавливание, составление плана,
нахождение

лишних

предложений

в

тексте,

сочинение

продолжения текста.
65-68

4

Диагностика.

4 класс
№

Кол-во часов Тема

1-4

4

Диагностика.

Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (6 часов)
5-6

2

Отработка четкого произношения.
23

7-8

2

Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв
(по оптическому и кинетическому сходству).

9-10

2

Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
и тексте).

Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (26 часов)
11-12

2

Обогащение номинативного словаря.

13

1

Различение и употребление синонимов, антонимов, омонимов.

14

1

Работа со словарными словами.

15

1

Отработка навыков словоизменения, практическое употребление
существительных в форме единственного и множественного
числа.

16

1

Отработка падежных форм существительных.

17

1

Дифференциация именительного и винительного, родительного
и винительного падежей.

18

1

Употребление несклоняемых имен существительных.

19

1

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании
слова.

20

1

Тренировка в языковом анализе.

21

1

Уточнение лексического и грамматического значения слова.

22

1

Дифференциация однокоренных и родственных слов.

23

1

Образование и правописание сложных слов с соединительными
гласными О-Е.

24

1

Развитие навыков приставочного словообразования.

25

1

Практическое

употребление

пространственного

значения,

слов

с

временного

приставками
значения

и

многозначных приставок.
26

1

Различение предлогов и приставок.

27

1

Согласование

существительных

с

прилагательными

(род,

число).
28

1

Соотнесение предмета и признака в различных предложнопадежных конструкциях.

29

1

Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по
числам

и

временам,
24

глаголов

прошедшего

времени

в

единственном числе по родам.
30

1

Согласование глагола с именем существительным в числе, в
роде, изменение глаголов по времени.

31

1

Согласование числительных с существительными в роде и
падеже.

32

1

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении,
глаголов – синонимов, глаголов – антонимов.

33

1

Употребление и правописание числительных.

34

1

Определение числа и рода местоимения.

35

1

Упражнение в использовании и склонении личных местоимений
с предлогами и без.

36

1

Преодоление/минимизация аграмматизма в устной речи и на
письме.

Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (28 часов)
37

1

Соотнесение предложений с графической схемой.

38-39

2

Построение сложных предложений с однородными членами (с
опорой на образец и схему).

40

1

Конструирование предложений с однородными членами с
союзами и, а, но (с опорой на образец и схему).

41-42

2

Установление

в

сложных

предложениях

причинно-

следственных связей.
43-44

2

Дифференциация понятий: словосочетание — предложение —
текст.

45-46

2

Согласование

слов

в

предложении,

выделение

границ

предложения на письме.
47-48

2

Закрепление умения составлять и записывать предложения,
пересказывать

и

использованием

составлять
вежливых

текст

слов

различного

приветствия,

типа

с

прощания,

просьбы, благодарности, используемых при извинении или
отказе.
49-50

2

Выделение в тексте основной мысли, озаглавливание.

51-52

2

Связь между частями текста.

53-54

2

Составление плана текста.

55-58

4

Различение

особенностей
25

текста-повествования,

текста-

описания, текста-рассуждения, смешанного текста.
59-61

3

Письменное изложение короткого текста по плану.

62-64

3

Написание мини сочинения по картинке, по серии сюжетных
картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с
помощью педагога).

65-68

4

Диагностика.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».