Приложение №1 к АООП НОО
утверждено приказом по МОУ Лицей
№ 38-У от 30.08.2023г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образованием Качканарского городского округа
МОУ Лицей
Рабочая программа
коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические и психокоррекционные). Логопедические
занятия»
для обучающихся 1 - 4 классов
с задержкой психического развития 7.2.
Составила: учитель – логопед
Пестышева В. Е.
г. Качканар
Оглавление
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
логопедические занятия» по годам обучения ...................................................... 7
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Коррекционноразвивающие логопедические занятия» на уровне начального общего
образования ............................................................................................................ 14
Учебно - тематическое планирование коррекционного курса «Коррекционноразвивающие логопедические занятия» ............................................................. 17
2
Пояснительная записка
Коррекционный
(логопедические
курс
и
«Коррекционно-развивающие
психокоррекционные).
Логопедические
занятия
занятия»
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО)
и
с
учѐтом
общеобразовательной
Федеральной
программы
адаптированной
начального
общего
основной
образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ФАООП НОО
обучающихся с ЗПР).
Логопедическая
работа с обучающимися
с ЗПР нацелена на
удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в
указанных документах. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие
занятия: логопедические» является обязательной частью коррекционноразвивающей
области
обеспечивается
логопедическим
преодоление и/или
классов,
ФАООП
НОО
обучающихся
сопровождением
с
и
ЗПР.
направлен
Курс
на
ослабление речевых нарушений у обучающихся 1–4
получающих
образование
в
соответствии
с
АООП
НОО
обучающихся с ЗПР.
Коррекционный
(логопедические
и
курс
«Коррекционно-развивающие
психокоррекционные).
Логопедические
занятия
занятия»
выстраивается с опорой на имеющиеся диагностические материалы и
методические разработки известных авторов. В области логопедии таковыми
являются работы Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.А.
Ишимовой, О.И. Азовой и др. В области психокоррекции в основу были
взяты
разработки
Н.В.
Бабкиной
непосредственно обучающимся с ЗПР.
3
и
Р.Д.
Тригер,
адресованные
Цель и задачи курса
Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон устной речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), связной речи, профилактики и коррекции нарушений
письменной речи. Целевой ориентир коррекционного курса предполагает
развитие не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной
(жизненной компетенции) у обучающихся с ЗПР.
Задачи курса:
коррекция и развитие звукопроизношения обучающихся (постановка,
автоматизация, дифференциация звуков речи);
восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов;
пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного
словаря;
коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи
(синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и
словообразования);
формирование
и
развитие
связной
речи,
диалогической
и
монологической формы речи;
формирование и развитие коммуникативной функции речи;
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных
представлений;
расширение представлений об окружающей действительности;
обогащение
речевого
опыта,
способствующего
развитию
познавательных процессов обучающихся с ЗПР.
Курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические
и
психокоррекционные). Логопедические занятия» реализуется на протяжении
всего уровня начального образования и позволяет последовательно и
4
постепенно преодолевать/минимизировать речевые нарушения обучающихся
с ЗПР, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении,
развивать
коммуникативные
навыки
и
формировать
необходимую
компетентность.
Особенности построения курса
Особенностями
построения
курса
«Коррекционно-развивающие
занятия (логопедические и психокоррекционные). Логопедические занятия»
является индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их
индивидуальных
особенностей
и
возможностей
(в
соответствии
с
рекомендациями ПМПК и ППк).
Коррекционный
(логопедические
и
курс
«Коррекционно-развивающие
психокоррекционные).
Логопедические
занятия
занятия»
способствует преодолению речевых нарушений у младших школьников,
развитию познавательной деятельности и произвольной речевой регуляции
обучающихся с ЗПР.
Модульное построение программы курса «Коррекционно-развивающие
логопедические занятия» позволяет осуществлять дифференцированный
подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых
возможностей обучающихся с ЗПР на уровне начального обучения.
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические и психокоррекционные). Логопедические занятия» для
обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования включает
следующие модули:
«Развитие фонетико-фонематической стороны речи»;
«Развитие лексико-грамматической стороны речи»;
«Формирование
связной
речи.
5
Основы
коммуникации».
Место курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Логопедические занятия» в учебном плане
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие логопедические
занятия» является частью программы коррекционной работы и обязательным
для изучения. В соответствии с учебным планом АООП НОО МОУ Лицей
№6 обучающихся с ЗПР на изучение курса отводится 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов для обучающихся 1х классов и на 68 часов для обучающихся 2–4 классов (2 часа занятий в
неделю, 33–34 учебных недели в год).
6
Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
занятия (логопедические и психокоррекционные). Логопедические
занятия» по годам обучения
1 КЛАСС (первый год обучения на уровне начального общего
образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение
звуков по артикуляционным и акустическим характеристикам разных.
Уточнение
артикуляционных
укладов
гласных
и
согласных
звуков.
Коррекция и развитие звукопроизношения. Определение места звука в слогах
и словах. Определение количества, последовательности звуков в слове.
Закрепление и различение образа печатных и письменных букв. Развитие
зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных
картинок. Развитие пространственно-временных представлений. Сравнение и
различение согласных звуков: сонорных и шумных, звонких и глухих,
твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых.
Условнографические обозначения звуков, составление схемы слога и слова.
Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры
слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным
количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС).
Графические схемы прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги.
Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов.
Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы.
Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая роль.
Составление графических схем слогового состава слова с выделением места
ударного и безударного слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Правописание
гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу, ча,чу, жи, ши. Формирование и
развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок.
7
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета
(слова-предметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия).
Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих
признаки. Активизация и обогащение словаря по лексическим темам. Работа
с
синонимами
и
антонимами.
Отработка
форм
множественного
и
единственного числа существительных. Образование новых слов различными
способами по образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с
помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным
значением, образование названий детенышей птиц, животных, образование
слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок образование
глаголов совершенного вида). Формирование и развитие навыков письма и
чтения, профилактика специфических ошибок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Различение слова и предложения. Составление предложений с
использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (с
опорой на образец и картинки). Работа с деформированным предложением и
текстом. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием
формул речевого этикета. Составление коротких описательных рассказов на
заданную
тему
с
опорой
на
образец.
Составление
коротких
повествовательных текстов с опорой на сюжетные картинки, по опорным
словам. Списывание предложений и короткого текста. Формирование и
развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (второй год обучения на уровне
начального общего образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и
согласных звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных
звуков. Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг
на друга). Отработка заглавных букв. Опознание правильно и зеркально
8
изображенных печатных и рукописных букв. Развитие зрительного внимания
и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие
пространственно-временных
представлений.
Дифференциация
похожих
гласных букв: А-О, О-У, И-У. Дифференциация похожих гласных и
согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я. Звуковой и
слоговой анализ слова. Профилактика фонематических, оптических и
кинетических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на
графические схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции
ударного слога. Многозначные слова. Слова близкие и противоположные по
значению. Отработка навыков согласования имени существительного и
имени
прилагательного,
составления
словосочетаний.
Профилактика
аграмматизма на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение
интонационных
характеристик разных
восклицательных).
Составление
предложений
распространенных
(вопросительных,
предложений
по
вопросам педагога. Развитие диалогической речи (моделирование диалогов
на заданную тему с использованием вежливых слов). Составление
рассказаописания с опорой на план. Чтение и пересказ коротких
текстов/рассказов, содержащих диалоги персонажей.
2 КЛАСС (третий год обучения на уровне начального общего
образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и
опознании
букв,
соответствующих
гласным
и
согласным
звукам.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Уточнение представлений о
слогообразующей
функции
гласных
звуков.
Уточнение
акустико-
артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков, дифференциация
9
согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных. Отработка и
закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав
слогов. Формирование навыка слогового деления слова, определение
количества звуков и слогов на слух. Придумывание слов на заданный слог.
Конструирование слов из предложенных слогов. Составление графических
схем. Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные),
слово-признак, слово-действие. Слово и его значение. Работа со словами
паронимами. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова.
Подбор однокоренных (родственных) слов. Обогащение словаря синонимами
и антонимами. Образование существительных при помощи уменьшительноласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-), суффикса -ницсо
значением вместилища, суффиксов (-тель-, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, ник) для образования названий профессий, названий детенышей животных и
птиц. Работа со словарными словами. Образование притяжательных
прилагательных в мужском, женском и среднем родах. Образование
качественных прилагательных с суффиксами: -н-, -лив- в мужском, женском
и среднем родах. Образование относительных прилагательных с суффиксами
-ов-/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью приставок
(в-, вы-, при-, от-, у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-).
Употребление и написание глаголов с частицей НЕ. Местоимение.
Согласование слов в числе и роде, составление словосочетаний с
использованием алгоритма, карточек-подсказок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной
форме.
Составление
Выделение
главных
распространенных
членов
предложений
предложения
по
по
вопросам.
вопросам.
Развитие
диалогической и монологической речи. Работа с разными текстами
(повествование, описание, рассуждение). Определение главной мысли текста,
10
озаглавливание. Определение количества слов в предложении; количества
предложений в тексте. Конструирование предложений с однородными
членами. Составление описательных и повествовательных рассказов по
опорным словам и план. Составление рассказа по предложенному началу.
Чтение и определение последовательности частей текста. Работа над
пониманием прочитанного текста. Работа с деформированным текстом:
нахождение лишних частей текста, составление связного текста.
3 КЛАСС (четвертый год обучения на уровне начального общего
образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка
четкого
произношения.
Уточнение
характеристик
смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому
сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и
звонкими согласными в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в
корне (способы проверки). Работа со словарными словами. Число и род имен
существительных. Отработка предложно-падежных конструкций, склонение
имени существительного и имени прилагательного. Личные местоимения.
Согласование глагола с именем существительным в числе, в роде, изменение
глаголов по времени.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с
деформированным предложением. Работа с текстом. Определение границ и
количества предложений в тексте, количества слов в предложении. Работа на
уровне предложения: составление/завершение предложений, дописывание
подходящих слов (с использованием опорных слов), исключение лишних
слов, редактирование и распространение предложений, нахождение главных
членов предложения. Работа на уровне текста: озаглавливание, составление
11
плана, нахождение лишних предложений в тексте, сочинение продолжения
текста.
4 КЛАСС (пятый год обучения на уровне начального общего
образования)
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка
четкого
произношения.
Уточнение
характеристик
смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому
сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление
синонимов,
антонимов,
Отработка
навыков
существительных
Отработка
омонимов.
Работа
словоизменения,
в форме единственного
падежных
форм
со
словарными
практическое
и
словами.
употребление
множественного
существительных.
числа.
Дифференциация
именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
Употребление несклоняемых имен существительных. Закрепление знаний о
корне, приставке, суффиксе и окончании слова. Тренировка в языковом
анализе. Уточнение лексического и грамматического значения слова.
Дифференциация однокоренных и родственных слов. Образование и
правописание сложных слов с соединительными гласными О-Е. Развитие
навыков приставочного словообразования. Практическое употребление слов
с приставками пространственного значения, временного значения и
многозначных приставок. Различение предлогов и приставок. Согласование
существительных с прилагательными (род, число). Соотнесение предмета и
признака в различных предложно-падежных конструкциях. Отработка
распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и временам, глаголов
прошедшего времени в единственном числе по родам. Согласование глагола
с именем существительным в числе, в роде, изменение глаголов по времени.
Согласование числительных с существительными в роде и падеже.
12
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов –
синонимов,
глаголов
–
антонимов.
Употребление
и
правописание
числительных. Определение числа и рода местоимения. Упражнение в
использовании и склонении личных местоимений с предлогами и без.
Преодоление/минимизация аграмматизма в устной речи и на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных
предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему).
Конструирование предложений с однородными членами с союзами и, а, но (с
опорой на образец и схему). Установление в сложных предложениях
причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: словосочетание
— предложение — текст. Согласование слов в предложении, выделение
границ предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать
предложения, пересказывать и составлять текст различного типа с
использованием
вежливых
слов
приветствия,
прощания,
просьбы,
благодарности, используемых при извинении или отказе. Выделение в тексте
основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста. Составление
плана
текста.
текстаописания,
Различение
особенностей
текста-рассуждения,
смешанного
текста-повествования,
текста.
Письменное
изложение короткого текста по плану. Написание мини сочинения по
картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной
подготовкой (с помощью педагога).
13
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Логопедические занятия» на уровне начального
общего образования
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
самостоятельно направлять внимание на звуковую сторону речи;
иметь представления о правильных артикуляционных укладах
нарушенных звуков;
различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом
потоке;
дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и
безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки);
распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить
со звуками;
обозначать мягкость согласных на письме;
составлять графические схемы слов;
выделять ударный и безударный слоги;
уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех
ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения;
определять количество и последовательность звуков в слове;
различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками;
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок
или минимизируя их (в рамках изученного программного материала
начальных классов).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
выделять и различать части слова: основа, корень, приставка,
суффикс, окончание;
14
образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и
приставок (по образцу);
конструировать словосочетания и предложения из предложенных
слов;
различать
грамматически
правильные
и
неправильные
словосочетания;
уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании;
оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать
изученные части речи;
соблюдать на письме изученные орфографические правила,
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или
минимизируя их (в рамках изученного программного материала 1-4 классов).
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
участвовать в простых диалогах;
обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу;
выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.;
соотносить предложение с графической схемой;
конструировать простые и сложные предложения с однородными
членами, с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему);
устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные
связи;
дифференцировать понятия: словосочетание — предложение —
текст;
согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения
на письме;
определять главную мысль текста;
озаглавливать текст;
15
пересказывать и составлять текст различного типа с использованием
вежливых
слов
приветствия,
прощания,
просьбы,
благодарности,
используемых при извинении или отказе;
устанавливать связь между частями текста;
составлять план текста;
различать особенности текста-повествования, текста-описания,
текста-рассуждения, смешанного текста;
писать изложение короткого текста по плану;
составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на
заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога).
16
Учебно - тематическое планирование коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные). Логопедические занятия»
1 класс
№
Кол-во часов Тема
1-4
4
Диагностика.
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (27 часов)
5-6
2
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
7
1
Образование и различение звуков по артикуляционным и
акустическим характеристикам.
8
1
Уточнение артикуляционных укладов гласных и согласных
звуков.
9-10
2
Коррекция и развитие звукопроизношения.
11
1
Определение места звука в слогах и словах.
12
1
Определение количества, последовательности звуков в слове.
13
1
Закрепление и различение образа печатных и письменных букв.
14-15
2
Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв
и предметных картинок.
16
1
Развитие пространственно-временных представлений.
17-18
2
Сравнение и различение согласных звуков: сонорных и шумных,
звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих,
взрывных и щелевых.
19
1
Условно-графические обозначения звуков, составление схемы
слога и слова.
20
1
Слогообразующая роль гласного звука.
21
1
Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на
гласные звуки.
22
1
Сравнение слов с разным количеством слогов.
23
1
Слоги прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС).
24
1
Графические схемы прямых и обратных слогов.
25
1
Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов.
26
1
Составление слов из прямых и обратных слогов.
27
1
Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой
17
таблицы.
28
1
Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая
роль.
29
1
Составление графических схем слогового состава слова с
выделением места ударного и безударного слогов (Х-х; х-Х; Хх-х; х-х-Х).
30
1
Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу, ча,чу,
жи, ши.
31
1
Формирование
и
развитие
навыков
письма
и
чтения,
профилактика специфических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (14 часов)
32-33
2
Выделение слова из речевого потока.
34-35
2
Соотнесение слова и предмета (слова-предметы).
36-37
2
Соотнесение слова и названия действия (слова-действия).
38-39
2
Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов,
обозначающих признаки.
40
1
Активизация и обогащение словаря по лексическим темам.
41
1
Антонимы, синонимы.
42
1
Отработка форм множественного и единственного числа
существительных.
43-44
2
Образование новых слов различными способами по образцу, по
словесной инструкции, с опорой на
картинки (с помощью
суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным
значением, образование названий детенышей птиц, животных,
образование слов-признаков от слов-предметов; с помощью
приставок образование глаголов совершенного вида).
45
1
Формирование
и
развитие
навыков
письма
и
чтения,
профилактика специфических ошибок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (17 часов)
46-47
2
Различение слова и предложения.
48-49
2
Составление
предложений
с
использованием
слов,
обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на
образец и картинки).
50-51
2
Работа с деформированным предложением и текстом.
18
52-53
2
Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием
формул речевого этикета.
54-56
3
Составление коротких описательных рассказов на заданную
тему с опорой на образец.
57-59
3
Составление коротких повествовательных текстов с опорой на
сюжетные картинки, по опорным словам.
60-61
2
Списывание предложений и короткого текста.
62
1
Формирование
и
развитие
навыков
письма
и
чтения,
профилактика специфических ошибок.
63-66
4
Диагностика.
1 дополнительный класс
№
Кол-во часов Тема
1-4
4
Диагностика.
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (16 часов)
5-8
4
Коррекция и развитие звукопроизношения.
9-10
2
Дифференциация гласных и согласных звуков, различение
звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков.
11
1
Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных
друг на друга).
12
1
Отработка заглавных букв.
13
1
Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и
рукописных букв.
14
1
Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв
и предметных картинок.
15
1
Развитие пространственно-временных представлений.
16
1
Дифференциация похожих гласных букв: А-О, О-У, И-У.
17
1
Дифференциация похожих гласных и согласных букв: И-Ш, ИЦ, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, л-я.
18-19
2
Звуковой и слоговой анализ слова.
20
1
Профилактика фонематических, оптических и кинетических
ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (11 часов)
21-22
2
Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой
19
на графические схемы.
23-24
2
Уточнение значений слов при изменении позиции ударного
слога.
25-26
2
Многозначные слова.
27-28
2
Слова близкие и противоположные по значению.
29-31
3
Отработка навыков согласования имени существительного и
имени прилагательного, составления словосочетаний.
Профилактика аграмматизма на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (31 час)
32-36
5
Составление, запись и прочтение коротких предложений.
37-38
2
Различение интонационных характеристик разных предложений
(вопросительных, восклицательных).
39-41
3
Составление распространенных предложений по вопросам
педагога.
42-47
6
Развитие диалогической речи (моделирование диалогов на
заданную тему с использованием вежливых слов).
48-53
6
Составление рассказа-описания с опорой на план.
54-62
9
Чтение и пересказ коротких текстов/рассказов, содержащих
диалоги персонажей.
63-66
4
Диагностика.
2 класс
№
Кол-во часов Тема
1-4
4
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (14 часов)
5-6
2
Отработка и развитие произношения.
7-8
2
Упражнение в различении и опознании букв, соответствующих
гласным и согласным звукам.
9
1
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
10
1
Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных
звуков.
11
1
Уточнение акустико-артикуляционных характеристик твердых и
мягких звуков, дифференциация согласных.
12
1
Обозначение на письме мягких и твердых согласных.
20
13
1
Отработка и закрепление умений делить слова на слоги,
определять звуковой состав слогов.
14
1
Формирование навыка слогового деления слова, определение
количества звуков и слогов на слух.
15
1
Придумывание слов на заданный слог.
16
1
Конструирование слов из предложенных слогов.
17
1
Составление графических схем.
18
1
Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (21 час)
19-21
3
Различение
слов:
слово-предмет
(одушевленные
–
неодушевленные), слово-признак, слово-действие.
22
1
Слово и его значение.
23
1
Работа со словами паронимами.
24
1
Прямое и переносное значение слова.
25
1
Многозначные слова.
26
1
Подбор однокоренных (родственных) слов.
27
1
Обогащение словаря синонимами и антонимами.
28-29
2
Образование существительных при помощи уменьшительноласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-),
суффикса –ниц со значением вместилища, суффиксов (-тель-, чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, - ник) для образования названий
профессий, названий детенышей животных и птиц.
30-31
2
Работа со словарными словами.
32
1
Образование притяжательных прилагательных в мужском,
женском и среднем родах.
33
1
Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, лив- в мужском, женском и среднем родах.
34
1
Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-.
35-36
2
Образование глаголов с помощью приставок (в-, вы-, при-, от-,
у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-).
37
1
Употребление и написание глаголов с частицей НЕ.
38
1
Местоимение.
39
1
Согласование слов в числе и роде, составление словосочетаний с
21
использованием алгоритма, карточек-подсказок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (25 часов)
40-41
2
Составление предложений из предложенных слов, данных в
начальной форме.
42-43
2
Составление распространенных предложений по вопросам.
44-45
2
Выделение главных членов предложения по вопросам.
46-47
2
Развитие диалогической и монологической речи.
48-49
2
Работа
с
разными
текстами
(повествование,
описание,
рассуждение).
50-51
2
Определение главной мысли текста, озаглавливание.
52-53
2
Определение количества слов в предложении; количества
предложений в тексте.
54-55
2
Конструирование предложений с однородными членами.
56-57
2
Составление описательных и повествовательных рассказов по
опорным словам и план.
58-59
2
Составление рассказа по предложенному началу.
60-61
2
Чтение и определение последовательности частей текста. Работа
над
пониманием
прочитанного
текста.
Работа
с
деформированным текстом: нахождение лишних частей текста,
составление связного текста.
62-63
2
Работа над пониманием прочитанного текста.
64
1
Работа с деформированным текстом: нахождение лишних частей
текста, составление связного текста.
65-68
4
Диагностика.
3 класс
№
Кол-во часов Тема
1-4
4
Диагностика.
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (10 часов)
5-8
4
Отработка четкого произношения.
9-10
2
Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв
(по оптическому и кинетическому сходству).
11-14
4
Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
22
и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (28 часов)
15-18
4
Различение приставок и предлогов.
19-21
3
Отработка слов с глухими и звонкими согласными в корне.
22-24
3
Слова с непроизносимым согласным звуком в корне (способы
проверки).
25-28
4
Работа со словарными словами.
29-32
4
Число и род имен существительных.
33-35
3
Отработка предложно-падежных конструкций, склонение имени
существительного и имени прилагательного.
36-37
2
Личные местоимения.
38-42
5
Согласование глагола с именем существительным в числе, в
роде, изменение глаголов по времени.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (22 часа)
43-44
2
Работа с условно-графическими схемами предложений.
45-47
3
Работа с деформированным предложением.
48-51
4
Работа с текстом.
52-54
3
Определение границ и количества предложений в тексте,
количества слов в предложении.
55-59
5
Работа
на
уровне
предложения:
составление/завершение
предложений, дописывание подходящих слов (с использованием
опорных слов), исключение лишних слов, редактирование и
распространение предложений, нахождение главных членов
предложения.
60-64
5
Работа на уровне текста: озаглавливание, составление плана,
нахождение
лишних
предложений
в
тексте,
сочинение
продолжения текста.
65-68
4
Диагностика.
4 класс
№
Кол-во часов Тема
1-4
4
Диагностика.
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (6 часов)
5-6
2
Отработка четкого произношения.
23
7-8
2
Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв
(по оптическому и кинетическому сходству).
9-10
2
Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» (26 часов)
11-12
2
Обогащение номинативного словаря.
13
1
Различение и употребление синонимов, антонимов, омонимов.
14
1
Работа со словарными словами.
15
1
Отработка навыков словоизменения, практическое употребление
существительных в форме единственного и множественного
числа.
16
1
Отработка падежных форм существительных.
17
1
Дифференциация именительного и винительного, родительного
и винительного падежей.
18
1
Употребление несклоняемых имен существительных.
19
1
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании
слова.
20
1
Тренировка в языковом анализе.
21
1
Уточнение лексического и грамматического значения слова.
22
1
Дифференциация однокоренных и родственных слов.
23
1
Образование и правописание сложных слов с соединительными
гласными О-Е.
24
1
Развитие навыков приставочного словообразования.
25
1
Практическое
употребление
пространственного
значения,
слов
с
временного
приставками
значения
и
многозначных приставок.
26
1
Различение предлогов и приставок.
27
1
Согласование
существительных
с
прилагательными
(род,
число).
28
1
Соотнесение предмета и признака в различных предложнопадежных конструкциях.
29
1
Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по
числам
и
временам,
24
глаголов
прошедшего
времени
в
единственном числе по родам.
30
1
Согласование глагола с именем существительным в числе, в
роде, изменение глаголов по времени.
31
1
Согласование числительных с существительными в роде и
падеже.
32
1
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении,
глаголов – синонимов, глаголов – антонимов.
33
1
Употребление и правописание числительных.
34
1
Определение числа и рода местоимения.
35
1
Упражнение в использовании и склонении личных местоимений
с предлогами и без.
36
1
Преодоление/минимизация аграмматизма в устной речи и на
письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» (28 часов)
37
1
Соотнесение предложений с графической схемой.
38-39
2
Построение сложных предложений с однородными членами (с
опорой на образец и схему).
40
1
Конструирование предложений с однородными членами с
союзами и, а, но (с опорой на образец и схему).
41-42
2
Установление
в
сложных
предложениях
причинно-
следственных связей.
43-44
2
Дифференциация понятий: словосочетание — предложение —
текст.
45-46
2
Согласование
слов
в
предложении,
выделение
границ
предложения на письме.
47-48
2
Закрепление умения составлять и записывать предложения,
пересказывать
и
использованием
составлять
вежливых
текст
слов
различного
приветствия,
типа
с
прощания,
просьбы, благодарности, используемых при извинении или
отказе.
49-50
2
Выделение в тексте основной мысли, озаглавливание.
51-52
2
Связь между частями текста.
53-54
2
Составление плана текста.
55-58
4
Различение
особенностей
25
текста-повествования,
текста-
описания, текста-рассуждения, смешанного текста.
59-61
3
Письменное изложение короткого текста по плану.
62-64
3
Написание мини сочинения по картинке, по серии сюжетных
картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с
помощью педагога).
65-68
4
Диагностика.
26