Приложение №1 к ООП ООО
утверждено приказом по МОУ Лицей
№ 37-У от 30.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юные инспекторы дорожного движения»
(социальное направление)
Качканар 2024
1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Юные инспекторы дорожного движения»
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.
Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения (2 ч)
Беседа. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. История движения
ЮИД. Основные направления работы отряда ЮИД. Структура и организация работы
отряда ЮИД. Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного
инспектора движения: значок, удостоверение, одежда; отрядная символика. Краткий
анализ ситуации дорожно-транспортного травматизма в г. Качканар, позиция людей по
отношению к соблюдению ПДД, убеждение детей в необходимости знать законы улиц и
дорог, обеспечивая этим свою безопасность. Вводный инструктаж перед проведением
занятий.
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД. Изготовление плана-карты безопасного
маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности (2 ч)
Беседа. Современный транспорт- зона повышенной опасности. Причины
транспортных аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при
торможении, при аварийной ситуации.
Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения,
дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону
повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.
Работа в парах. Правила поведения в общественном и индивидуальном
транспорте. Правила поведения при аварийной ситуации. Пассажир – заложник (правила
поведения).
Раздел 3: Организация дорожного движения (21 ч)
Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность) (3 ч)
Беседа. История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт:
грузовые, специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Участники
движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районах проживания
обучающихся. Служба ГИБДД. Дисциплина участников ДД. Пропаганда знаний ПДД.
Оказание первой медицинской помощи. Дорога, еѐ элементы и правила поведения на
дороге. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Общие вопросы
порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.
Работа в группах. Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету,
анализ дорожных ситуация вблизи территории школы.
Тема 2: Светофор (2 ч)
Беседа. Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров.
Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные
светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через
железнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии
светофора
Тема 3: Знаки регулировщика (3 ч)
Беседа. Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций
регулирования дорожного движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.
Практика: Работа с макетом дорожных ситуаций.
Тема 4: Дорожные знаки (4 ч)
Беседа.Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в
регулировании дорожного движения. Современные дорожные знаки и их группы.
Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие
знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной
информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат
указаниям стационарных знаков. Места установки дорожных знаков.
Работа в группах.Практика:
Изготовление макетов дорожных знаков.
Тема 5: Дорожная разметка (2 ч)
Беседа.Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды
разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее
назначение. Пользование разметкой, ориентирование в движении. Расположение
транспортных средств на проезжей части. Интервал и дистанция. Полоса торможения и
разгона.
Тема 5: Перекресток (3 ч)
Беседа.Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых
перекрестков. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке
при регулировании движения регулировщиком и светофором. Проезд перекрестков,
движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным
регулированием.
Преимущество
трамваев
на
регулируемых
перекрестках.
Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог.
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Практика:
Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций. Дорожные
знаки по пути в школу.
Тем 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия) (2 ч)
Просмотр фильма.Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние
дорожно-транспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных
ДТП.
Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»;
пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на
пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрѐстка; возле дома; пешеход,
идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения
пешеходов вдоль дорог.
Движение обучающихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в
школу. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из
транспортных средств.
Работа в группах.Практика:
Решение ситуационных задач по теме. Решение задач по билетам ГИБДД
(категории «А» и «Б»)
Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя (2 ч)
Беседа. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Транспортная культура. Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения».
Основы страхования: договоры с родителями, попечителями, другими родственниками.
Страховая сумма. Государственные страховые фирмы.
Профилактика ДТП. Традиционно-массовые мероприятия.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторин по ПДД в уголок.
Выпуск тематических газет.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим
говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школадом».
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов,
газет, сочинений…)
Раздел 4: Основы медицинских знаний (5 ч)
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель
ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Использование подручных
материалов для изготовления носилок.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах,
обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Фигурное вождение
велосипеда. (4 ч)
Беседа. История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство.
Виды велосипедов. Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров.
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов:
Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Основные виды
нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные
нарушения.Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп
велосипедистов.
Практика.Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение
велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«Юные инспекторы дорожного движения»
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе
«Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
3.Тематическое планирование ,в том числе с учѐтом рабочей программы
воспитания.
№
Наименование темы
Кол-во
часов
Форма проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образовательны
е
1
Введение. История создания
детского объединения юных
инспекторов движения.
Структура и организация
работы отряда ЮИД.
Инструктаж по ТБ.
1
теория
http://минобрнауки.рф/
документы/4962).
Обязанности и права юного
инспектора движения.
Атрибуты юного инспектора
движения
Современный транспорт – зона
повышенной опасности.
Юные пешеходы. Дети –
пассажиры. Правила поведения
в общественном и
индивидуальном транспорте.
История и развитие Правил
дорожного движения в России.
Первые автомобили.
Участники движения:
пешеходы, водители,
пассажиры. Опасные места в
районе проживания учащихся.
Дорога, еѐ элементы и правила
поведения на дороге. Общие
вопросы порядка движения.
Остановка и стоянка
транспортных средств
Появление светофора на
дорогах. Виды светофоров
Сигналы светофоров. Порядок
перехода и проезда улиц и
дорог по сигналам
транспортного и пешеходного
светофоров.
Первый жезл регулировщика.
Создание отделов и инспекций
регулирования ДД.
Современный регулировщик.
Знаки регулировщика.
Тренировка в подаче сигналов
регулировщика. Решение
ситуационных задач. 1
Компьютерное тестирование
1
теория
1
теория
1
Теория и практика
1
теория
1
практика
1
практика
1
Теория
1
Практика и теория
1
теория
1
Теория и практика
1
практика
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
dddgazeta.ru
http://holidays.edu.yar.r
u/azbuka/index.html
yuid.ru
http://sakla.ru/
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Назначение и роль дорожных
знаков в регулировании
дорожного движения. История
дорожных знаков. Дорожные
знаки и их группы.
Места установки дорожных
знаков. Предупреждающие
знаки. Знаки приоритета.
Запрещающие знаки.
Предписывающие знаки. Знаки
особых предписаний.
Информационные знаки. Знаки
сервиса. Таблички.
Изготовление макетов
дорожных знаков.
Дорожная разметка как способ
регулирования дорожного
движения. Виды разметки.
Горизонтальная разметка и ее
назначение. Вертикальная
разметка и ее назначение.
Перекрестки и их виды.
Проезд перекрестков. Правила
перехода перекрестка.
Порядок движения на
перекрестке при регулировании
движения регулировщиком и
светофором.
Определение ДТП. Причины
попадания детей в ДТП.
Последствия ДТП. Разбор
конкретных ДТП. Дорожные
ловушки.
Транспортная культура.
Федеральный закон «О
безопасности дорожного
движения
Меры ответственности
пешеходов и водителей за
нарушение ПДД. Основы
страхования.
Аптечка автомобиля и ее
содержимое.
Виды кровотечений. Способы
наложения повязок.
Транспортировка
пострадавшего,
иммобилизация.
Переломы, их виды. Оказание
первой помощи пострадавшему.
П/З: Наложение жгута,
различных видов повязок,
1
Теория и практика
1
теория
1
практика
1
практика
1
практика
1
практика
1
1
теория
Теория и практика
1
практика
1
теория
1
Теория и практика
1
теория
1
теория
1
теория
1
Практика и теория
1
Практика и теория
http://podrostok.edu.yar.ru
/streetlaw/pdd/links.html
29
30
31
32
33
34
шины.
Ожоги, степени ожогов.
Оказание первой помощи.
Обморожение. Оказание первой
помощи.
Сердечный приступ,
первая помощь.
История создания велосипедов.
Виды велосипедов.
Обязанности водителей
велосипедов, мопедов,
мотоциклов, скутеров.
Езда на велосипеде,
технические требования,
предъявляемые к велосипеду.
Экипировка.
Тренировочные занятия:
Преодоление на велосипеде
искусственных препятствий.
1
Практика и теория
1
Практика и теория
1
теория
1
теория
1
практика
1
практика