Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» (Приказ от 30.08.2024г. №37-У)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №6»
ПРИНЯТО
протокол заседания педагогического
совета
от 30.08.2024 года №1

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ Лицей
Мальцева Е.В.
Приказ № 37-У от 30.08.2024года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО
СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШАХМАТЫ»
Возраст обучающихся 10-13 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Гилимшин Ю.Н.
учитель МОУ Лицей

г. Качканар

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ............................................. 3
1.1. Пояснительная записка ...................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи программы ................................................................................... 4
1.3. Планируемые результаты .................................................................................. 5
1.4 Содержание программы ...................................................................................... 7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы .............. 36
2.1 Календарный учебный график ......................................................................... 36
2.2 Условия реализации программы ...................................................................... 36
2.3 Форма аттестации .............................................................................................. 39
Раздел 3 Список литературы ..................................................................................... 41

2

Раздел
1.
Комплекс
основных
характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы

дополнительной

1.1. Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная
относится

к

направленность.

общеобразовательная

базовому

уровню

Программа

и

общеразвивающая

имеет

ориентирована

программа

физкультурно-спортивную

на

создание

условий

для

формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного
развития детей и подростков, она направлена на воспитание у детей шахматной
культуры, расширение их эрудиции, побуждение у них интереса к познанию.
Актуальность
Актуальность

программы

состоит

в

личностно-ориентированном

обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся
все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей.
Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при
которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и
интеллектуальные способности при решении поставленных задач.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности настоящей программы заключаются в
создании условий для формирования шахматного мировоззрения на основе
практико-ориентированного, приобретении обучающимися умений различной
деятельности.
Адресат программы
Обучающиеся 4-7 класса основного общего образования, возраст 10-13
лет.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв
между занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2. Занятия
проводятся один раз в неделю по 2 часа.
3

Объѐм
Объѐм программы – 68 часов.
Срок освоения
Программа рассчитана на один год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Традиционная

модель

реализации

программы,

линейная

последовательность освоения содержания программы в течение одного года.
Перечень форм обучения
Форма обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий
Лекция, беседа, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации программы
Открытое занятие.

1.2 Цель и задачи программы
Цель
Создание условий для свободного развития личности ребѐнка и еѐ
адаптации в обществе, совершенствование интеллектуальных качеств и черт
характера

воспитанников,

развитие

активности,

самостоятельности,

формирование здорового образа жизни будущих граждан через приобщение
их к шахматной культуре.
Задачи
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки;
- формирование дисциплинированности и целеустремленности; воспитание
доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости;
- привитие навыков
поведения;

общения

в

коллективе и

внешней

культуры

- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение
риска асоциального поведения.
4

Развивающие:
- формировать

конкретное

системное

мышление,

развитие

долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания,
творческого мышления;
- формировать универсальные способы мыслительной деятельности
(абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции);
- развивать навыки групповой работы;
- развивать изобретательность, фантазию, интуицию;
- способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
- заложить идеи развития у подростков собственной активности,
целеполагания, личной ответственности.
Обучающие:
- освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и
законов;
1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся будет понимать тонкости, силы и слабости каждого
дебюта. У обучающегося будут навыки доработки своего стиля игры,
добавление в него новых фишек и подходов. У обучающегося будут навыки
анализа своих и чужих партий, понимание причины тех или иных ходов.
Обучающийся будет умело решать шахматные задачи. У обучающегося
будет

правильное

распределение

своих

сил

и

внимательности.

У

обучающегося будут навыки изучения противников. У обучающегося будут
умение владеть собой. Обучающийся будет уметь достойно принять
поражение или победу. Обучающийся будет самостоятельно анализировать
5

позицию. Обучающийся будет эмоционально выдержанным. Обучающийся
будет уметь поддерживать высокую спортивную форму до полной победы.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся будет в сотрудничестве с педагогом уметь ставить новые
учебные

задачи.

Обучающийся

будет

владеть

накопленными

представлениями о стратегии и тактике. Обучающийся будет планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации. Познавательные: Обучающийся будет владеть умениями: решать
шахматные задачи, поиску, анализу. Обучающийся будет понимать и
применять

полученную

Обучающийся

будет

информацию

проявлять

при

выполнении

индивидуальные

заданий.

интеллектуальные

способности при решении этюдов и задач.
Коммуникативные
Обучающийся будет задавать вопросы, работать в парах, коллективе,
не создавая проблемных ситуаций. Обучающийся будет формулировать
собственное мнение и позицию. Обучающийся будет наблюдать за
различными событиями шахмат, понимание их специфики и научного
многообразия.

Обучающийся

будет

планировать,

контролировать

и

оценивать собственные действия, понимать их успешность или причины
неуспешности, умение корректировать свои действия.
Предметные результаты
Обучающийся будет знать темы шахматной стратегии (пешечный
центр,

подрыв

пешечного

центра,

фигуры

своих

против пешечного

центра разноцветные слоны в миттельшпиле, борьба за открытую линию,
роль центра при фланговых операциях). Обучающийся будет знать
технические приѐмы в эндшпиле (пешечном, ладейном). Обучающийся будет
знать лучшее пешечное расположение в эндшпиле. Обучающийся будет
знать основные положения Шахматного кодекса РФ. Обучающийся будет
уметь тренировать технику расчѐта. Обучающийся будет уметь решать
6

комбинации на разные темы. Обучающийся будет уметь самостоятельно
работать с шахматной литературой. Обучающийся будет уметь играть с
записью и часами. Обучающийся будет уметь играть турнирные партии.
Обучающийся будет уметь решать комбинационные позиции с основными
тактическими приѐмами в три, четыре, пять ходов.
1.4 Содержание программы
Учебный план
№
1
2
3
4
5

Название темы
Инструктаж по ОТ.
Повторение: шах и мат.
Техника матования
одинокого короля
Шахматная комбинация
Основы дебюта
Шахматная партия

Кол-во часов
Форма
Всего Теория Практика контроля
2
1
1
Соревнование
6

2

4

Соревнование

24
24
12
68

6
12
1
22

18
12
11
46

Соревнование
Соревнование
Соревнование

Содержание учебного плана
Тема №1. Инструктаж по ОТ. Повторение: шах и мат
Теория
Инструктаж по ОТ. Повторение материала предыдущих уроков о шахе, мате и
пате.
Практика
Практический материал для тренировки.
Тема №2. Техника матования одинокого короля
Теория
Стандартная связка «король + ферзь» против короля соперника. Когда могут
встретиться такие позиции. Метод оттеснения короля в угол совместными
усилиями. Патовые ловушки. Связка «ферзь + ладья». На каких стадиях игры
могут встречаться матовые атаки ферзем и ладьей. Внимательная игра помогает
7

избежать пата. Матование двумя ладьями одинокого короля. Линейный мат.
Оттеснение короля на последнюю горизонталь. Мат по седьмой (второй)
горизонтали при стесненном положении короля. Повторение различных способов
матования короля: ферзем и королем, ферзем и ладьей, двумя ладьями.
Практика
Теперь, когда все ученики твердо знают правила и цель игры, они могут
проводить шахматные партии от начала и до конца.
Тема №3. Шахматная комбинация
Теория
Известный шахматный мастер Ричард Тайхманн однажды сказал, что
«шахматы на 99% -тактика». Конечно, некоторые игроки могут не согласиться с
таким процентным соотношением, но вряд ли кто-то станет оспаривать
значимость

шахматной

тактики.

Острое

тактическое

зрение

позволяет

шахматистам увидеть больше возможностей, уменьшить число собственных
промахов, красиво играть и улучшить общий счет.
Шахматная тактика 1: Вилка
Вилка – один из самых распространенных тактических приемов; это
ситуация, когда одна фигура создает несколько угроз. В следующей позиции
ферзь одновременно атакует короля и ладью чѐрных:

8

Шахматная тактика 2: Коневая вилка
Конь - самая непредсказуемая фигура на шахматной доске, и вилка конѐм
становится очень опасным оружием. Даже сильные игроки часто ошибаются с
такой тактикой.

Шахматная тактика 3: Относительная Связка
Связка - ситуация, когда движение фигуры обнажает более сильную
фигуру, оставшуюся позади. Это означает, что связанная фигура не должна
9

двигаться. В следующей позиции конь чѐрных связан слоном. Идея белых пойти Nd5, чтобы оказать дополнительное давление и использовать связку.

Шахматная тактика 4: Жертва
Иногда одна сторона может уступить какой-то материал, чтобы добиться
другого преимущества. Это называется жертва.

Здесь белые могут сыграть 1.Nxe5, пожертвовав ферзя. После 1…Bxd1
чѐрный король получает мат: 2.Bxf7 + Ke7 3.Nd5# Эта матовая конструкция
10

называется «Мат Легаля». Обратите внимание, что в исходной позиции конь
был относительно связан чѐрным слоном, но из-за идей мата всѐ же пошѐл.
Шахматная тактика 5: Абсолютная связка
Когда за связанной фигурой стоит король, такая связка называется
абсолютной. Как вы могли видеть из предыдущего примера, относительную
связку можно сломать, если дать шанс. С абсолютной связкой дело обстоит
иначе.

Шахматная тактика 6: Сквозная атака
Эту тактику иногда называют «перевѐрнутой связкой», потому что здесь
более ценная фигура стоит перед менее ценной.

11

Шахматная тактика 7: Отвлечение
Также один из самых распространѐнных тактических приемов. Иногда
фигура врага мешает вашим планам; в таком случае вы можете попытаться
отвлечь еѐ другими своими фигурами. Ярчайшие примеры приманки эндшпиль:

Вы можете пожертвовать одну из своих пешек, чтобы превратить другую.
Шахматная тактика 8: Использование последней горизонтали
12

В следующей позиции белая ладья может поставить мат королю чѐрных
из-за слабости последнего ряда. С другой стороны, у белого короля есть поле
для побега на h2, что делает его абсолютно безопасным против такой
шахматной тактики.

Шахматная тактика 9: Двойной шах
Как правило, чтобы защитится от шаха, вы можете переместить короля,
заблокировать или взять фигуру, которая даѐт шах. Против двойного шаха
единственный способ защититься - сделать ход королѐм. Это делает эту
шахматную тактику очень эффективной.

13

Шахматная тактика 10: Завлечение
Этот прием помогает, когда вам нужно, чтобы фигура вашего соперника
находилась на определенном поле, чтобы чего-то добиться. На диаграмме выше
после 1…Kh8 белые ставят мат в два хода. Они начинают ходом 2.Qg8,
привлекая ладью чѐрных на поле g8.

Шахматная тактика 11: Спѐртый мат
После взятия ферзя ладья чѐрных займет единственное «доступное» поле
14

короля. А после 3.Nf7 белые матуют! Такая тактика называется спѐртым матом.

Как видите, чтобы поставить спѐртый мат, белые использовали двойной
шах

и

завлечение.

Запомните

эту

последовательность;

это

очень

распространѐнная комбинация в шахматах.
Шахматная тактика 12: Извлечение короля
Эта комбинация направлена на то, чтобы поставить вражеского короля в
незащищѐнное положение, часто даже ценой некоторого материала. В
следующей позиции белые могут разыграть Гамбит Кохрена, начиная с 4.Nxf7.
Идея этого безумного хода состоит в том, чтобы заставить чѐрного короля пойти
к центру и атаковать его там.

15

Шахматная тактика 13: Греческий Дар
Это некий случай извлечения короля и одна из самых известных
комбинаций. Белые жертвуют слона на h7 (или чѐрные на h2 с перевернутыми
цветами), после чего обычно конь идѐт на g5, а ферзь на h5 с неизбежными
матовыми угрозами.

Шахматная тактика 14: Жертва Ласкера
Эта шахматная тактика похожа на «Греческий дар» и также начинается с
16

Bxh7. Разница в том, что здесь приносятся в жертву оба слона! Идея состоит в
том, чтобы вскрыть чѐрного короля и поставить мат на открытых линиях g и h.

Таким образом, после 1.Bxh7 Kxh7 2.Qxh5 + Kg7 белые жертвуют другого
слона ходом 3.Bxg7 Kxg7 4.Qg4 + Kh8, чтобы поставить мат после 5.Rf3 с
последующим Rh3.
Шахматная тактика 15: Удаление защитника
Вместо того, чтобы отвлечь фигуру, вы также можете еѐ уничтожить.
Особенно это хорошо работает, когда еѐ можно снять с помощью шаха. В
следующей позиции белые могут выиграть ферзя после 1.Bxc6 + и 2.Qxd4.

17

Шахматная тактика 16: Рентген
Новички часто упускают эту шахматную тактику. Ферзи, ладьи и слоны
могут контролировать поля даже за фигурой, если эта фигура собирается
ходить.

Несмотря на то, что ферзь в данный момент не контролирует поле g6,
король по-прежнему не может туда попасть.
Шахматная тактика 17: Ловля фигуры
18

Иногда более ценную фигуру окружают и атакуют менее ценные фигуры.
В следующей позиции ферзь чѐрных не имеет выхода и попадает в ловушку.
Обратите внимание, что ладья b1 также просвечивает поля позади ферзя.

Шахматная тактика 18: Вскрытая Атака
В следующей позиции любой прыжок коня с f7 привел бы к шаху слоном
с c4. 1.Nh6 приводит к двойному шаху, но лучше всего было сыграть 1.Nd6 и
взять ферзя.

19

Шахматная тактика 19: Мельница
Это очень мощная шахматная тактика, основанная на неоднократных
вскрытых атаках. Самый известный пример шахматной мельницы - игра,
сыгранная Карлосом Торре Репетто против Эмануэля Ласкера, где молодой
мексиканец пожертвовал ферзя, чтобы победить бывшего чемпиона мира.

Механизм мельницы прост; после 1.Rxf7 + Kg8 2.Rg7 +! Kh8 Торре
получил ту же позицию без пешки f7. Затем он проделал то же со слоном на b7:
3.Rxb7+ Kg8 4.Rg7+ Kh8. А потом, наконец, забрал ферзя после 5.Rg5 + Kh7
6.Rxh5.
Шахматная тактика 20: Противодействие угрозе
Вместо того, чтобы защищать или перемещать свою фигуру, вы можете
контратаковать фигуру противника. В следующей позиции после 12.g5 чѐрные
могут сыграть 12…b4, контратакуя коня белых.

20

Шахматная тактика 21: Промежуточный ход
Ситуация, когда вы осуществляете вставку шаха, угрозу или взятие между
другими ходами.

В этой позиции, в случае 1…Qxd2, белые могут сначала сыграть 2.Nxe7 +
и только потом забрать ферзя.
Шахматная тактика 22: Цугцванг
В следующей позиции ходят чѐрные, но любой возможный ход только
21

ухудшит их позицию. Такая ситуация называется цугцванг.

В этой позиции любой ход чѐрных позволяет белому королю пробиться и
выиграть пешки.
Шахматная тактика 23: Упрощение
Важно понимать, что размены уменьшают не только потенциал вашей
позиции, но и сокращают возможности вашего оппонента. В следующей
позиции ладья чѐрных легко остановила бы проходную белых, но после 1.Rd8 +
Rf8 2.Rxf8 Kxf8 3.a5 пешку остановить невозможно.

22

Шахматная тактика 24: Пат
Тактика, основанная на патовой ситуации, обычно возникает, когда на
доске мало фигур. Следующий пример довольно ясен; ходом 1…Rd6! чѐрные
«протыкают» белые фигуры и создают пат после 2.Kxd6.

Шахматная тактика 25: Линейный мат
Завершает нашу подборку одна из популярных комбинаций – линейный
мат. Идея проста: одна ладья отрезает короля, а другая ставит ему мат. Но
23

иногда такую идею довольно трудно заметить.

Здесь белые дают линейный мат после жертвы ферзя: 1.Qxh7! Kxh7 2.Rh5#
Заключение:
Теперь, когда вы знаете, какие существуют шахматные комбинации, вам
будет легче «диагностировать» их в своих партиях. Но, конечно, не забывайте и
решать побольше задач для каждого из рассмотренных приѐма, чтобы
тренировать свою способность выявлять их на доске.
Практика
Решение задач. Турнир.
Тема №4. Основы дебюта
Теория
Лишь немногие темы так интригуют и пугают новичков в шахматах, как
изучение так называемой «дебютной теории». Мы слышим истории о Мастерах,
которые могут сыграть 15, 20 или 30 ходов, просто запомнив их - несмотря на
то, что количество возможных 20-ходовых последовательностей для начала
игры в шахматы исчисляется миллиардами!
Сложность изучения шахматных дебютов привела к тому, что у многих
шахматистов возникли многочисленные заблуждения об этом важном этапе
24

игры:
Некоторые разочаровались в шахматах, говоря: «Я не осознавал, что это
всего лишь соревнование по запоминанию» (это, конечно, неправда!)
Некоторые утверждали, что встречали шахматистов, которые «точно
запоминали, какой ход нужно играть против любой последовательности ходов,
которую я мог придумать – вплоть до конца игры!» (Магнусу Карлсену лучше
быть осторожным, если такой игрок когда-нибудь появится.)
Некоторые доходят до другой крайности, говоря: «Изучение шахматных
дебютов доступно только мастерам. Это неприменимо к любительским
шахматам, когда большинство игр решает тактика».
Истина,

конечно,

лежит

где-то

посередине. Шахматы

–

это

не

«соревнование на запоминание», и это правда, что можно обойтись, по крайней
мере, до определѐнного момента, лишь фундаментальным пониманием
принципов шахматного дебюта. Однако никто не может отрицать, что глубокое
понимание шахматных дебютов – и планов, связанных с каждым из них –
является огромным преимуществом на любом уровне игры в шахматы.
Ну... и какова же цель изучения шахматных дебютов? И как нам
приступить к их изучению?
В шахматах хорошо иметь план.
Всѐ это знают. Но в некоторых позициях придумать план может быть
довольно сложно – даже для Мастеров игры. Бесконечная сложность игры в
шахматы сохраняла еѐ актуальность на протяжении веков, захватывая умы как
молодых, так и старых – но нет ничего хуже, чем разочарование, когда вы тупо
смотрите на доску перед собой, не имея ни малейшего понятия, что делать!
Если мы сможем выработать хороший план для реализации с этой
позиции, мы будем на пути к тому, чтобы начинать с правильной ноги в каждой
шахматной партии. Вот почему мы изучаем шахматные дебюты.
Изучение шахматных дебютов можно разделить на две основные
категории:
- Изучение дебютных принципов
25

- Запоминание конкретных дебютных ходов («Дебютная Теория»)
Если вы новичок в шахматах, не бойтесь! Изучение дебютных принципов
само по себе даст вам огромное преимущество перед соперниками и поможет
вам

подняться

по

карьерной

лестнице,

не

запоминая

ни

единой

последовательности ходов.
Если вы освоили эти принципы и готовы начать своѐ путешествие в
лабиринт дебютной теории… продолжайте читать. Мы скоро доберѐмся туда!
Дебютные принципы в шахматах
Соблюдение следующих дебютных принципов сослужит вам хорошую
службу.

Даже

когда

вы

начинаете

запоминать

определѐнные

последовательности ходов, эти принципы по-прежнему имеют решающее
значение для успешного разыгрывания дебюта – если ваш противник делает ход,
с которым вы незнакомы, вы снова предоставлены сами себе, и эти принципы
станут вашим спасательным кругом!
Контролируйте

центральное

пространство

с

помощью

своих

пешек. Контроль пространства даѐт вашим фигурам пространство для манѐвра и
лишает вражеские фигуры полей.
Ранняя рокировка. Как только центр откроется, вашему королю будет
опасно оставаться на стартовом поле. Рокировка позволяет надѐжно спрятать
короля в угол, а также позволяет соединить ладьи, что хорошо для борьбы по
открытым линиям в миттельшпиле!
Развивайте свои фигуры. Каждый игрок начинает шахматную партию с
восемью фигурами, лениво сидящими на своѐм заднем ряду. Вы много партий
не выиграете, если они будут оставаться там слишком долго. Делайте ходы
пешками, когда это необходимо, чтобы контролировать пространство, но и
развивайте свои фигуры.
Не перемещайте одну и ту же фигуру дважды. Если ваш соперник
методично вводит в игру все свои фигуры, а вы передвигаете одну и ту же
фигуру снова и снова, вы отстанете в развитии фигур.
Не делайте ненужных ранних ходов ферзѐм. Если вы всѐ же сделаете ход
26

ферзѐм, убедитесь, что вражеские фигуры не смогут легко его беспокоить. Есть
веская причина, почему кони и слоны часто развиваются раньше ферзя. Если вы
выведете ферзя раньше, ваш соперник сможет развивать свои фигуры и
одновременно атаковать вашего ферзя. Тогда вам придѐтся потратить ход на его
спасение, хотя вместо этого вы могли бы развиваться.
Куй

железо

пока

горячо! Если

вам

удастся

получить

большое

преимущество в развитии (особенно если вы рокированы, а ваш оппонент нет),
вам нужно действовать быстро, иначе ваш оппонент догонит! Откройте центр и
начните тактическую перестрелку со своей полностью мобилизованной армией
до того, как войска вашего противника покинут свои казармы.
Безопасность прежде всего. Ни один из вышеперечисленных принципов
не даѐт вам права делать небезопасные ходы, которые позволят вашему
оппоненту выиграть бесплатно материал. Тщательно оценивайте безопасность
каждого хода перед его совершением – в шахматном дебюте и в ЛЮБОЙ
шахматной позиции. Если ваш оппонент нарушает этот принцип, извлеките из
этого выгоду, независимо от того, что говорят вышеприведѐнные принципы – в
конце концов, было бы глупо избегать бесплатного взятия вражеского ферзя,
потому что вы не хотите дважды передвигать одну и ту же фигуру в дебюте!
Будьте осторожны при раскрытии «королевой диагонали». Открытые
диагонали к королю — это потенциальная слабость, которую можно
использовать в дебюте.
Дебютная теория в шахматах
Давайте поговорим о конкретике.
В свете рассмотренных выше принципов неудивительно, что два самых
популярных дебютных хода белых с большим отрывом: 1. e4 и 1. d4 – Дебют
королевской пешки и Дебют ферзевой пешки соответственно.

27

Эти

ходы

полностью

соответствуют

принципам,

перечисленным

выше. Они с самого начала обеспечивают белым некоторое центральное
пространство, и каждый из них открывает путь для развития слона.
На самом деле, есть несколько дебютов, в которых белые сначала
играют. 1. е4, затем развивают коня королевского фланга на f3 (2. Кf3), затем
куда-то развивают своего белопольного слона (путь которого был расчищен
первым ходом белых), а затем на 4-м ходу делает рокировку на королевский
фланг – самая ранняя возможная рокировка в шахматной партии. Прекрасное
соблюдение классических дебютных принципов!

28

Белые быстро рокируются!
Конечно, для белых вполне разумны и некоторые другие ходы. 1. с4 и 1.
Кf3 которые также часто играются, и в них, конечно, нет ничего плохого
(первый контролирует какое-то центральное пространство, а второй развивает
фигуру уже на первом ходу!)
Для простоты понимания мы разбили шахматные дебюты на 3 категории:
- Дебюты королевской пешки
- Дебюты ферзевой пешки
- Другие Дебюты
Краткая заметка о Транспозиции
Знаете ли вы, что дебют ферзевой пешки может возникнуть и без игры 1.
d4 на первом ходу?
Рассмотрим следующую позицию после 1. Кc3 Кf6

29

Если белые здесь играют 2. d4 - это дебют ферзевой пешки, несмотря на
то, что игра началась с 1. Кf3. Позицию после 1. Кf3 Кf6 2. d4 также можно
получить с помощью последовательности 1. d4 Кf6 2. Кf3 – обе вполне разумные
дебютные последовательности.
В шахматах мы называем это транспозиция – например: «Белые начали
игру ходом 1. Кf3, но позже мы перешли к дебюту ферзевой пешки».
Мы продолжим изучать тему транспозиций, углубляясь в изучение
шахматных дебютов.
Дебюты королевской пешки

30

Дебют королевской пешки часто считается самым агрессивным вариантом
за белых. Чемпион мира Бобби Фишер, как известно, отдавал предпочтение
этому первому ходу, называя его «Лучшим по результатам теста».
У чѐрных есть много вариантов ответа на дебют королевской пешки:
Чѐрные могут сами занять центр. Симметричный 1….e5 хорош по тем же
причинам, по которым хорош первый ход белых. 1…c5 (Сицилийская защита),
также захватывает пространство для чѐрных – и с самого начала создаѐт
несбалансированную позицию.

31

Чѐрные занимают центр!
Чѐрные могут бросить вызов пешке e4, поставив пешку d на d5.- либо
сразу с 1…d5 (Скандинавская защита), или сначала сделать подготовку - 1…e6
(Французская защита) или 1…c6 (Защита Каро-Канн).

Вызов королевской пешке!
Чѐрные могут сразу отказаться от борьбы за центр и развивать свои
фигуры в другом стиле.
32

Дебюты ферзевой пешки

В дебюте ферзевой пешки два наиболее популярных варианта чѐрных – с
огромным отрывом – это 1…d5 и 1…Кf6. Оба хода имеют большой смысл –
каждый ход явно желателен с точки зрения «дебютных принципов», и каждый
из них немедленно берѐт под контроль поле e4, не позволяя белым
доминировать над всем центром, за счѐт хода 2. e4
1…f5 (Голландская защита) иногда играют с той же целью.
В отличие от дебютов королевской пешки, дебюты ферзевой пешки
в гораздо меньшей степени определяются первым ходом чѐрных. Транспозиции
встречаются гораздо чаще, и определяющие особенности каждой уникальной
дебютной системы под эгидой ферзевой пешки часто материализуются только
после нескольких ходов.
Вероятно,

это

связано

с

тем,

что,

в

отличие

от

королевской

пешки, ферзевая пешка уже защищена (ферзѐм), когда она попадает на d4 на
первом ходу. В игре королевской пешкой угрозы пешке «е» каждой стороны
возникают рано и часто, и игра может принимать форсированный, тактический
характер – но в дебюте ферзевой пешки у каждой стороны есть немного больше
«пространства для манѐвра».
33

Другие Дебюты

Это все другие варианты белых. 1. c4 и 1. Кf3 являются наиболее
распространѐнными. Эти дебюты иногда переходят в дебюты ферзевой пешки
(или, реже, в дебюты королевской пешки), но, безусловно, существуют
уникальные дебютные системы, определяемые этими стартовыми ходами,
которым также можно научиться. 1. Кf3 часто называют Дебют Рети, а 1.
с4 известно как Английское начало.
Другие

варианты,

например 1.

f4

(Дебют

Берда), 1.

b4

(Дебют

Сокольского), или 1. g4 (Дебют Гроба) гораздо более преданы делу и редко
переходят на что-то ещѐ. Даже если вы не планируете самостоятельно
использовать эти более редкие первые ходы белыми, стоит потратить немного
времени, чтобы ознакомиться с тем, как с ними обращаться – на случай, если
ваш оппонент решит проявить творческий подход к вам, когда у него будут
белые фигуры!
Вот ещѐ другие редкие дебюты:
- Дебют ван Круйса
- Дебют Бенко
- Дебют Кадаса
34

- Дебют Уэра
- Дебют Мизеса
- Атака Дѐркина
Практика
Решение задач. Турнир.
Тема №5 Шахматная партия
Теория
Шахматная викторина с призами или матч между классами (командами).
Вручение сертификатов «Я умею играть в шахматы». Награждение победителей.
Практика
Решение задач. Турнир.

35

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
Год
Дата
обучения начала
обучения
1год
2
сентября

Дата
окончания
обучения
25 мая

Кол-во
учебных
недель
34

Кол-во
учебных
дней
34

Кол-во
учебных
часов
68

Режим
занятий

1 занятие
по 2 часа
в неделю
Каникулы 125 дней: 27.10-04.11.24, 29.12-08.01.25, 30.03-06.04.25, 27.0531.08.25

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- Учебный класс;
- Учебные столы и стулья в соответствии с требованиями Сан Пин;
- Шахматы;
- Шахматные часы ;
- Демонстрационная шахматная доска с фигурами;
- Персональный компьютер;
- Шахматная литература, периодическая литература, методические пособия;
- Бланки, турнирные таблицы, протоколы.
Кадровое
Для успешной реализации программы «Шахматы» на отделении работает
педагог с высшим образованием.
Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный,

практический,

игровой,

объяснительно-иллюстративный,

деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
36

- личностно-ориентированные;
- коммуникативные;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие;
- игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая
комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребѐнка, индивидуальный подход,
создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития,
но и для нормального психофизиологического состояния.
Алгоритм учебного занятия:
- Вводная часть
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к
восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности
обучающихся

(например,

эвристический

вопрос, познавательная

задача,

проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на
данном

этапе

активизирующих

происходит

через

познавательную

использование
деятельность

заданий

и

обучающихся.

вопросов,
Здесь

же

целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые
выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить
активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях
проводятся физкультминутки.
В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В
течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях
занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своѐ отношение к занятию, к
тому, что им понравилось, а что было трудным.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у
37

обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои
первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого учащимся
предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из
истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Основой организации работы с детьми по данной программе является
система дидактических принципов:
- принцип

психологической

образовательной

среды,

комфортности
обеспечивающей

-

создание

снятие

всех

стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
- принцип вариативности - у обучающихся формируется умение
осуществлять

собственный

выбор

и

им

систематически

предоставляется возможность выбора;
- принцип

творчества

-

процесс

обучения

приобретение обучающимися собственного

ориентирован

на

опыта творческой

деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами,
появление

умений

пространственное

выстраивать
воображение,

внутренний

план

целеустремленность,
38

действий,

развивать

настойчивость

в

достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
2.3 Форма аттестации
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной

общеразвивающей

программе

носит

вариативный

характер, так как программа направлена на формирование у обучающихся
стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для
реализации собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора
партий, умение играть по всем турнирным профессиональным правилам,
выполнение игровых логических заданий.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала,

степень

сформированности

умений

осваивать

новые

виды

деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и
социального развития обучающегося.
Применяемые

методы

педагогического

контроля

и

наблюдения,

позволяют контролировать и корректировать работу программы на всѐм
протяжении ее реализации. Это даѐт возможность отслеживать динамику роста
знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Оценка знаний, умений и навыков, приобретѐнных в процессе обучения,
является основой при отслеживании результатов работы.

39

№

Виды контроля

1

Предварительный
контроль

2

Текущий контроль

3

Промежуточная
аттестация

4

Итоговая
аттестация

Контролируемые знания,
умения, навыки
Шахматная доска, шахматные
фигуры, их ходы, шахматная
нотация, элементы шахмат
ной партии.
Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.
Элементы шахматной партии,
правила поведения во время
турнира.
Основы шахматной тактики,
участие в турнире,
использование шахматной
литературы.

40

Форма контроля
Индивидуально,
в ходе
шахматного
турнира.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.
Индивидуально, в
ходе шахматного
турнира.

Раздел 3 Список литературы
1. Абрамов С. П., Барский В. Л. Шахматы. Первый год. Методика
проведения занятий. Москва: Издательство «Калиниченко», 2021.
2. Абрамов С. П., Касаткина В. А. Шахматы. Как научить и увлечь детей.
Учебник
для
воспитателей
и
родителей.
Москва:
Издательство «Калиниченко», 2022.
3. Барский Л. А. Занимательные шахматы. Книга начинающего игрока.
Москва: Издательство «Вако», 2021.
4. Калиниченко Н. М., Кузнецов К. В. Детские шахматы. Первый год.
Фигуры и правила, основы тактик и обороны и простые маты. Москва:
Издательство «Бомбора», 2021.
5. Смирнов Д. С. Шахматы. Большая энциклопедия. Москва: Издательство
«Аванта», 2020.
Интернет ресурсы
1)

Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации/Федеральные
государственные
образовательные
стандарты.
http://mon.gov.ru/pro/fgos/

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».