Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная студия» (Приказ от 30.08.2024г. №37-У)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№6»
ПРИНЯТО
протокол заседания педагогического
совета
от 30.08.2024 года №1

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ Лицей
Мальцева Е.В.
Приказ № 37-У от 30.08.2024года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Театральная студия »
Возраст 9-15 лет

Автор - составитель: Н.Н. Черемных
Педагог - организатор

Качканар, 2024

Содержание
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Адресат программы
1.3. Объем и срок освоения программы
1.4. Форма обучения
1.5. Особенности организации образовательного процесса. Режим занятий
1.6. Цель и задачи программы
1.7. Содержание программы: учебный план программы, содержание учебного плана
1.8. Планируемые результаты

Раздел 2. Организационно- педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Список литературы

1.1.Пояснительная записка
Направленность Программа «Театральная студия» относится к программам художественной
направленности.
Театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании не только младших, но и
школьников любого возраста. Театральные занятия развивают у детей фантазию, речь, память,
мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию
общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребѐнка, двигательную
активность. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению
эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Программа направлена на: - создание условий для развития личности; - развитие мотивации личности
ребенка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение
обучающихся детей к общим человеческим ценностям; - создание условий для культурного
самоопределения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических качеств личности человека. Именно средствами театрального искусства возможно
формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие
ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству.
Таким образом, данная программа обеспечивает создание условий для социального, культурного
самоопределения, а также для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и
содействует укреплению психического и физического здоровья детей. Программа ориентирована на
развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам,
направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт возможность каждому ребѐнку с
разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном
исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное
сопровождение.
Адресат программы – дети 9-15 лет. Возможно обучение детей с ОВЗ.
Режим занятий
Продолжительность одного занятия - 40 мин.
Общее количество часов в неделю - 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю пo 2 часа.
Объем. Общее число часов, отведенных для изучения – 136 часов
Срок освоения – 1 год.
Особенности организации образовательного процесса: группы сформированы из учащихся разного
возраста, состав групп постоянный.
Перечень форм обучения: индивидуальная, индивидуально - групповая, групповая.
Перечень видов занятий: спектакль, мини-спектакли с презентациями, доклад, выступления,
презентация, участие в конкурсах .
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: спектакль
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы «Театральная студия » - развитие творческого потенциала подростков средствами
театрального искусства.
Цель реализуется через ряд задач:
Обучающие:
-обучить воспитанников основам театральной деятельности, культуре и технике речи;
-сформировать навыки актѐрского мастерства;
-познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с устройством
зрительного зала и сцены.
Развивающие:
-развивать творческие артистические способности детей, дать возможность их реализации
-развивать художественно- эстетический вкус;
-выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра, преодолевать
психологическую и речевую «зажатость»;
-развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность
средствами театрального искусства.

-развивать чувство ритма и координацию движения;
-развивать речевое дыхание и артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов.
Воспитывающие:
- воспитывать социальную активность личности воспитанника;
- воспитывать культуру поведения в театре (исполнительскую и зрительскую);
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, бережное отношение
друг к другу, уважение к коллективному творчеству;
-формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни в искусстве;
-воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное
отношение к окружающему миру.
1.3 Планируемые результаты.
Личностные результаты. У учеников будут сформированы:
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушанияи
заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Предметные результаты:
 у обучающихся сформирована система знаний, умений, навыков по базовым знаниям театрального искусства;
 обучающиеся ознакомлены с особым видом искусства – театром; с различными видами театров; с
особенностями театрального процесса; с различными театральными профессиями.
Метапредметные результаты:
 обучающиеся овладели сценической речью, актерским мастерством, пластикой движений.
 развиты индивидуальные актерские способности: чувство ритма, пластичность и выразительность движения,
творческая и сценическая фантазия.

1.4.Содержание
Учебный план
№

Название раздела, темы

1.

Вводное занятие
Театр как вид искусства.
Краткая история театра.
Знакомство с
коллективом.

2

Основы театральной
культуры.
Основы взаимодействия
актѐров и зрителя.
Театральный этикет.
Правила поведения на
сцене и в зале.
Практика-тренинг, этюды

Количество часов

Форма
аттестации и
контроля

теория
2ч.

практика
0

всего
2ч

1

3ч

4ч

Опрос, беседа по
теме.

Опрос, показы
этюдов

3

Сценическое движение и
театральное действие.

2ч

16ч

18ч.

4.

Актерское мастерство
Основы актѐрского
мастерства.
Упражнения на развитие
памяти, Этюды

3ч

23ч.

26ч.

5.

Сценическая речьинструмент актера.
Приемы развития дикции.
Речевые упражнения.
Упражнения по развитию
дыхания.
Сценическое действие и
Театральные игры.
Постановка концертных
номеров и спектаклей
Концертная и конкурсная
деятельность, спектакли
Репетиции концертных
программ, отработка
отдельных номеров.
Итоговое занятие
Обобщение изученного
материала
Итого:

6ч

20ч

26ч

Показательные
упражнения,
собеседование

2

16

18

Показ этюдов

4 ч.

24

28ч.

2

10ч

12ч.

Показ номеров,
спектаклей
Показы,
выступления,
участие в
мероприятиях

1ч

1ч

2ч.

23 ч.

113ч

136ч

6
7.
8.

9.

Опрос, показ
этюдов и
выполнение
заданий
Опрос, беседа,
показательные
упражнения

Собеседование
Театрализованная
постановка

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Театр как искусство. Краткая история театра.Знакомство с творческим объединением.
Практика: Игра «Знакомство».
Тема 2.Основы театральной культуры
Теория: Основы взаимодействия актеров и зрителя.Основы театрального этикета.
Правила поведения на сцене и в зале.
Практика: Практика-тренинг. Практика- этюды.
Тема 3.Сценическое движение
Теория: Сценическое движение и театральное действие. Виды сценического движения. Введение в
разделы сценического движения. Значение ритма в сценическом движении. Музыка и театр.
Взаимодействие музыки, темпа и ритма. Особенность работы со зрителем. Снятие мышечного зажима.
Приемы на расслабление мышц. Возникновение комплексов и способы избавления от них.
Пластические этюды как разновидность сценического движения. Образ как драматургия этюда.
Создание образов в предлагаемых обстоятельствах. Сценическая драка как разновидность
сценического движения. Обобщение материала по теме «Сценическое движение».
Практика: Упражнения по видам сценического движения. Отработка сценического этюда. Сценические
этюды в паре. Тренинг на расслабление мышц. Подготовка к этюдам. Совершенствование осанки и
походки. Творческие задания по сценическому движению.
Тема 4.Актерское мастерство
Теория: Введение в основы сценической культуры. Правила поведения на сцене. Основы актерского
мастерства. Составляющие элементы актерского мастерства: внимание, воображение, память,

организация себя в пространстве. Игра – основа театральной деятельности. Воображение как элемент
актерского мастерства. Память как элемент актерского мастерства. Что такое- внутренний монолог.
Приемы построения внутреннего монолога. Переход от внутреннего к физическому действию.
Понятие: «сценическая оценка». Этапы сценической оценки: сбор информации, определение
наивысшего признака, принятие решения. Обобщение изученного материала по теме «Актерское
мастерство».
Практика: Отработка правил поведения на сцене. Упражнения на элементы актерского мастерства.
Этюды на заданную тему с элементами игры. Упражнения на развитие внимания и воображения.
Упражнения на построение внутреннего монолога и переход от внутреннего к физическому действию.
Упражнения над сценической оценкой. Этюды: «внутренний монолог и сценическая оценка».
Тема 5.Сценическая речь
Теория: Сценическая речь-инструмент актера. Вводное занятие в основы сценической речи. Голос как
инструмент актера. Строение голосового аппарата. Голос, тембр, дикция и актерское мастерство.
Дыхание актера. Здоровьесберегающие технологии развития голосового аппарата.. Приемы развития
осанки.
Мелкая моторика в работе актера над развитием воображения. Малый, средний и большой круги
общения в театральном действии. Приемы посыла голоса. Проза и стихотворная речь. Подтекст.
Приемы развития дикции. Понятие о темп и ритм в тексте. Раскрытие авторской идеи. Приемы работы с
текстами.
Практика: Речевые упражнения, упражнения над голосовым аппаратом, над тембром голоса и дикцией,
упражнения по развитию дыхания, упражнения на посыл голоса. Упражнения на развитие дикции.
Поговорки, скороговорки. Чтение стихов в разных жанрах.
Тема 6.Сценическое действие и театральные игры
Теория: Что такое сценическое действие и театральные игры. Память человека. Игровые упражнения на
развитие памяти.
Практика: Отработка сценического этюда. Сценические этюды в паре. Тренинг на расслабление мышц.
Подготовка к этюдам. Совершенствование осанки и походки
Тема 7.Постановка концертных номеров и спектаклей.
Теория: Поиск образа. Характерность роли. Закрепление навыков сценической речи, движения и
актерского мастерства. Роль музыки в спектакле. Роль реквизита в спектакле. Подбор реквизита. Образ
и костюм в спектакле. Работа над образом. Работа над отдельными сценами. Работа над целостностью
спектакля. Световое оформление спектакля.
Практика: Определение жанра пьесы, чтение пьесы. Групповая и индивидуальная работа, этюды на
предлагаемые обстоятельства. Практика-чтение пьесы по ролям, работа над текстом, индивидуальная
работа над ролью, поиск образа. Репетиция отдельных сцен, прослушивание музыкального материала,
репетиция с реквизитом, подбор костюмов. репетиция в костюмах.
Тема 8.Концертная и конкурсная деятельность, спектакли
Теория: Основы взаимодействия актеров и зрителя. Основы театрального этикета. Отработка правил
поведения на сцене. Подготовка концерта с элементами театрализации. Некоторые особенности
тематических концертных программ. Выразительное чтение сценария постановки по ролям.
Обсуждение особенностей каждого персонажа
Практика: Практика – репетиция концертной программы, отработка отдельных номеров.
Тема 8.Итоговое занятие
Теория: Обобщение изученного материалаПрактика: Театрализованная постановка.
2.Организационно педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
Год
обучения
1год

Дата
начала
обучения
2 сентября

Каникулы 125 дней

Дата
окончания
обуч.
26

Кол-во
учебных
недель
34

Кол-во
учебных
дней
68

Кол-во
учебных
часов
136

Режим
занятий
2 занятия
по 2 часу в
неделю

27.10-04.11.24
29.12-08.01.25
30.03-06.04.25
27.05-31.08.25
2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Оборудование: сценическая площадка
,-театральный реквизит,
-сценические костюмы,
-элементы костюмов,
Технические средства обучения:
-компьютер – 1 шт.,
-DVD проигрыватель – 1 шт.,
-микрофоны – 6 шт.
Наглядные пособия:
-по актерскому мастерству;
по сценической речи;

Кадровое
Для успешной реализации программы помимо педагога, работающего по основному виду деятельности,
необходимо сотрудничество с художником- декоратором, который может познакомить детей с
приемами работы с декорациями, афишами, костюмами. Нужны консультации с психологом для снятия
зажатости, боязни сцены (выступления).

Методические материалы
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.
Формы организации учебного занятия– занятия различных форм (занятие изучения нового знания,
обобщения и систематизации, контроля и коррекции знаний и др.), лекции (лекция-визуализация,
информационная лекция) и зачетные занятия.
Образовательные технологии и методы обучения
Опираясь на традиционную классификацию методов обучения и модифицируя их под программу,
применяются следующие методы:
Беседа с использованием компьютерной презентации, работа с текстом, дискуссия
2.3 Форма аттестации
Результативность общеобразовательной общеразвивающей программы выявляется с помощью
комплекса педагогической диагностики. В рамках поставленных задач проводится диагностика
личностных, метапредметных и предметных результатов. Критерии и параметры оценки их
сформированности определяются по трем уровням - низкий, высокий, средний.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдений и через систему
контрольных заданий. Тематический контроль производится в конце каждой темы путем выполнения
этюдов и упражнений,.
Главным результатом деятельности театрального объединения является спектакль, театрализованное
представление, концерт, где работают ведущие и чтецы. Это итоговые формы контроля, позволяющий
определить уровень предметных навыков и умений играть роль, общаться с партнерами, зрителями,
распределять себя во времени и пространстве и т.д.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, журнал
посещаемости, театрализованная постановка, отзыв детей и родителей.
3.Список литературы
Нормативно-правовое сопровождение программы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4
сентября 2014 г. № 1726-р).

3.
«О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей» (письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09)
4.
План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р).
5.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. № 196)
6.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018г. № 298н)
7.
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования кустройству
Литература для педагога
1.
2.
3.
4.
5.

Брехт Б. «СС Театр» М. Искусство 1965г.
Васильева Е.Д. «Танец» М. «Искусство» 1968г.
Вестбрук А., Рати О. «Айкидо и динамическая сфера» «София» 1997г.
Выготский Л.С. «Психология искусства» М.1968г.
Лувсан Г. «Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии» М. «Наука»1990г.

Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Изд-во «Лань». С-Пб. 2000г.
Захава Б.Е. «Мастерство актѐра и режиссѐра» М. Искусство 1969г.
Карпов Н.В. «Уроки сценического движения» М. ГИТИС 1999г.
Кох И.С. «Основы сценического движения» М. «Просвещение» 1976г.
Курис И.В. «Биоэнэргетика йоги и танца» М. 1994г.
Никитин В.Ю. «Модерн Джаз танец – продолжение обучения» М. ВЦХТ 2001г. 13.Нэрсесян В.З.
«Методика воспитания актѐра в самодеятельном коллективе» Челяб. 1985г.
12.Петров В.А. «Развитие творческого потенциала личности средствами студийной работы в
театральной самодеятельности» Челябинск.1987г.
13.Сапегин Б.В. «Режиссура и мастерство актѐра» программа для институтов культуры. Москва1987г.
Свобода Й. «Тайна театрального пространства» - лекции по сценографии. М. ГИТИС 1999г.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Литература для детей
1.Адомайтите А., «Уроки Михаила Чехова» М. ГИТИС 1989г.
2.Вульф. Г. «Рассказы о русских актерах» М. «Просвещение» 1976г.
3.Золотухин В. «мой театр» М. «Просвещение» 1987г.
4.Морозова Г.В. «Сценический бой» М. «Искусство» 1985г. 5.ОШО «Медитация искусство экстаза» М.
ЦДК «Единство» 1993г.
5.Рыцарева. «Музыка, театр и я». М., Музыка. 1994г.
6. Центр творческих встреч «Творчество В. Высотского» М. «Искусство» 1996г.
7. Шпет Л. «Советский театр для детей» М. «Искусство» 1971г. 9.Чехов М. «О творчестве актѐра М.
«Просвещение»1979г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».